Рынок

Как идет пенсионная реформа

Интервью с заместителем министра финансов Беллой Златкис о ходе пенсионной реформе в России.

В середине сентября миллионы россиян получили первые извещения о состоянии собственных пенсионных счетов. По данным Пенсионного фонда России, уже отпечатано около 18 млн писем, в котором каждый работающий гражданин получит выписку с пенсионного счета и бланк заявления о переводе накопительной части собственной пенсии в управляющую компанию (УК). На минувшей неделе Министерство финансов отобрало 55 УК, которым теперь разрешено работать с пенсионными средствами. Теперь, если гражданин не верит в то, что государство заработает ему на достойную пенсию, он может отдать свои пенсионные деньги в управление частным структурам. Впрочем, в Минфине не ждут, что граждане побегут в УК. Такую оценку главные финансисты страны связывают не с проблемами рассылки "писем счастья" (ПФР не успел напечатать письма с извещениями в срок) или с недоверием граждан к компаниям. По мнению заместителя министра финансов РФ Беллы Златкис, о том, что пенсионная реформа пошла, можно будет говорить как минимум через несколько лет после ее начала. Тогда граждане привыкнут самостоятельно распоряжаться собственными накоплениями и смогут сравнить, сколько денег для них заработал ПФР и ВЭБ, а сколько частные УК. О том, куда пойдут пенсионные накопления россиян и выиграют ли от этого будущие пенсионеры, корреспонденту RBC daily Петру Кирьяну рассказала замминистра финансов Белла Златкис.

- Сейчас стали известны итоги конкурса. Почему так много компаний?

- Исключительно потому, что на конкурс подали заявление 55 управляющих компаний, показатели которых по капиталу, опыту и квалификации соответствуют установленным законом и постановлением Правительства. У комиссии [которая рассматривала заявления] не было права им отказать. Мы ожидали, что компаний будет меньше, исходя из оценок ФКЦБ, сколько компаний отвечали требованиям конкурса. Однако оказалось, что часть участников рынка увеличили капитал, наняли специалистов и могут претендовать на пенсионные деньги. В результате было подано 60 заявлений. Одно заявление не приняли в Министерстве финансов, потому что оно было составлено с нарушениями: документы не были нотариально заверены, у 4-х компаний были убытки, остальные прошли конкурс. Был не просто кворум, работали все члены комиссии, кроме одного, он отсутствовал. Все четыре представителя Общественного совета присутствовали и активно работали четыре дня. Оказалось, что туда входят компетентные специалисты и сам орган очень работоспособный.

- Не много ли компаний?

- Мы, как государственный орган, не должны отбирать управляющие компании, наша задача проверить отвечают они предъявленным требованиям или нет. Будучи экономистом, скажу что, на мой взгляд, это довольно много. Будем надеяться, что граждане с самого начала начнут интересоваться подробными характеристиками работы компании: опытом работы, персоналом, капиталом, и осознанно сделают свой выбор. Ведь на рынке уже работают компании, которые управляют средствами не первый год и управляют миллиардами. Вы можете узнать, какие результаты они показывали в прежние годы и какими средствами управляют.

- Как Вы считаете, удастся ли в этом году в полном объеме реализовать программу по передаче средств из ПФР в УК? Население успеет принять решение?

- У граждан будет не такой уж короткий срок. Премьер-министр поручил рассмотреть вопрос со сроками, чтобы граждане смогли вовремя получить выписку с пенсионного счета. Гражданам можно не ждать письма, а пойти в Пенсионный фонд. Однако нужно время, чтобы подумать и принять решение, поэтому сроки для населения будут передвинуты.

- Предполагает ли Минфин проводить какую-либо информационно-разъяснительную кампанию по информированию граждан о пенсионной реформе и предлагаемых услугах по размещению накоплений?

- Минфин по распределению обязанностей не должен участвовать в пропаганде, это задача Министерства труда и Пенсионного фонда. У Минфина нет денег на проведение такой работы. Однако мы стараемся информировать граждан в той мере, в какой можем. Мы стремились провести конкурс в максимально сжатые сроки, быстро подвели его итоги и разместили информацию на нашем сайте. Мы понимаем, что выбор в пользу управляющей компании будут делать наиболее продвинутые будущие пенсионеры. Для них мы на каждом углу сообщаем: "Смотрите наш сайт", и они туда заглядывают. Минфин постарался опубликовать список управляющих компаний в СМИ: в "Российской газете" и "Комсомольской правде", то есть там, где большой тираж. На этом мы не собираемся останавливаться, планируем давать информацию в СМИ. Кроме этого, мы сделаем еще два шага. Мы подумали, что еще можно сделать и решили разослать письма губернаторам. В них мы изложим проблему, назовем управляющие компании, дадим о них информацию, которой сами владеем, и попросим довести ее до местных органов власти (муниципальных образований в городах и поселкового совета). Местная власть, в свою очередь, должна включиться в работу по информированию граждан. Мы попросим также Минтруда, чтобы в органах по труду были вывешены все списки УК. И, конечно же, вся информация будет размещена на стендах в отделениях Пенсионного фонда.

- Вы прикидывали как распорядятся средствами "молчунов"? Как с ними управится Внешэкономбанк?

- Минфин задавался не только вопросом сохранности средств "молчунов", но и средств тех граждан, кто передаст их управляющим компаниям. Мы ведь уполномоченный орган по пенсионной реформе. Как вы знаете, закон требует обязательного страхования от всевозможных рисков потери активов. Конечно, никто не может застраховать от риска снижения стоимости активов. Сегодня акция стоит столько-то, завтра уже столько-то тут мы ничего поделать не можем, это рынок. Но застраховаться от полной потери средств реально: договор страхования является обязательным документом при работе с пенсионными накоплениями.

- Значит ли это, что через год Минфин расскажет, кто и сколько заработал на пенсию?

- Это не задача Министерства финансов. То, о чем вы говорите, граничит с рекламой управляющих компаний. Я думаю, что, когда придет время подводить итоги, будет достаточно статей в печати и материалов информационных агентств. Так что в этом нет никакой необходимости. А вот в случае, если какая-то управляющая компания потеряет активы, капитал или с ней произойдут другие негативные события, предусмотренные законом об инвестировании средств пенсионных накоплений, то Минфин вмешается и сразу оповестит всех заинтересованных лиц.

- Ожидается, что значительный объем пенсионных денег УК вложат в госбумаги. Не приведет ли масштабное инвестирование пенсионных средств в ГЦБ в долгосрочном периоде к взрыву этого рынка?

- Этот вопрос на самом деле очень волнует нас. Ответ на первую часть вопроса: куда конкретно будут направлены пенсионные деньги, инвестированные в государственные ценные бумаги. Бюджет в соответствии с бюджетным законодательством исполняется по принципу единства кассы. Мы продали госбумаги деньги автоматом поступают в казначейство, а потом они обезличиваются. Поэтому невозможно сказать, куда, например, идет подоходный налог, куда средства от ценных бумаг, а куда налог на прибыль. Все идет в единую кассу, а оттуда по расходным статьям бюджета. Целевых программ по вложению средств от размещения госбумаг нет. Если будет принят соответствующий закон и будут выпущены бумаги на финансирование каких-то проектов, то можно будет говорить об этом. Второй вопрос: что будет в связи с большим притоком денег на рынок госдолга. Те средства, которые будут инвестированы 39 млрд рублей они уже вложены в госбумаги. Пенсионный фонд продаст эти бумаги. Дальше вместе с накоплениями эти средства персонифицируют, и гражданин сам будет решать, куда их направить. В рублевом внутреннем долге пенсионные деньги составляют менее 5%, что никак не могло повлиять на рублевый рынок. Большая часть средств находится в валютных облигациях это евробонды. Там рынок значительно больше по объему, чем у рублевых госбумаг, и для того рынка нет проблемы как "переварить" пенсионные деньги. К 2010 году пенсионных накоплений будет триллион рублей, и, конечно, наличие качественного негосударственного актива один из важнейших элементов успеха пенсионной реформы. Пенсионные деньги должны работать на рост ВВП, на народное хозяйство и т.д., а не только на госбюджет. Здесь уже все будет зависеть от нашего бизнеса. Как он подготовится, насколько он будет прозрачен, привлекателен для инвестиций пенсионных накоплений и соответствовать очень жестким требованиям. Ведь бумаги компаний должны будут торговаться на рынке, иметь большой оборот и т.д. Точно такие же условия приняты для бумаг субъектов федерации.

- Сегодня на рынке достаточно инструментов для инвестирования пенсионных накоплений?

- На сегодняшний день таких ценных бумаг явно недостаточно. Инвестор будет не просто выбирать, а руководствоваться большим количеством ограничений, которые прописаны в законодательстве. Любую бумагу управляющая компания купить не сможет. Помимо требований к качеству активов, есть еще требования по диверсификации портфеля, то есть нельзя купить весь бизнес не более 25% бумаг, обращающихся на рынке. Соблюдение этих правил в ежедневном режиме будет проверять спецдепозитарий.

- Планирует ли правительство дальнейшие шаги по переходу от перераспределительной пенсионной системы к накопительной? Что будет вслед за этой реформой?

- Реформа только началась. Сейчас вы платите 2% единого социального налога в накопительную часть, а норматив дойдет до 6%. Таким образом, объем накопительной части вырастет втрое. Кроме того, надеюсь, что будут расти и зарплаты, что выльется в увеличение пенсионных накоплений. Авторы реформы поступили, на мой взгляд, верно, начав с минимального норматива. Все участники новой системы должны еще сработаться друг с другом. Но самое главное, чтобы граждане поняли, что к чему. Пока гражданин не получит извещение, не прочтет его, по кругу разочек средства не будут инвестированы (его молчание это тоже решение инвестировать свою накопительную часть),опять не получит бумагу и не узнает, сколько заработал, до этого работать по-настоящему пенсионная система не будет. В любом деле важна экономическая мотивация.

- Как можно будет оценить ход пенсионной реформы через год-два?

- Первые два года ход реформы, скорее всего, можно будет отслеживать по организационному принципу. Дать же настоящую оценку ходу реформы можно будет только по результатам: дало ли это возможность заработать на пристойную пенсию. Для этого должно пройти несколько лет, чтобы было видно, что люди зарабатывают, вышла ли зарплата из тени, пришел ли работник к работодателю и потребовал ли выплату заработной платы через кассу с уплатой всех налогов (или по-прежнему получает ее в конверте). Конечная цель реформы состоит не только в том, чтобы наладить систему или чтобы деньги пошли на финансирование дефицита бюджета, тем более что у нас пять лет профицитный бюджет. Ее смысл в том, чтобы попытаться дать возможность будущим пенсионерам заработать на более достойную пенсию, чем сегодня.

- Ну и деньги удастся привлечь в экономику?

- Отдельные финансисты видят цель реформы в том, что появляются длинные деньги, которые поднимают экономику страны. Я не отношу себя к циничным людям. Считаю, что главная мотивация это возможность заработать на пенсию. Ведь ничего нового в экономике не проявилось. Это деньги уже находятся в экономике, например в виде отложенного спроса.

- Сейчас предлагают снизить ЕСН для тех граждан, кто сам откладывает на пенсию в частные пенсионные фонды? Эта идея обсуждается в правительстве?

- Раз общественность этот вопрос обсуждает, то значит, что какая-то дискуссия по этой проблеме уже идет. В разных странах существуют разные подходы к этому вопросу. У нас идет полемика вокруг ЕСН, его могли бы платить лучше, чем сегодня. Тем не менее, пока я не вижу серьезных аргументов в пользу снижения ЕСН, если это связывать со стимулированием граждан для участия в частном пенсионном страховании. Другое дело, что существует целый ряд налогов и проблема двойного налогообложения, которую хотят снять пенсионные фонды. Точно так же страховые компании хотели бы иметь более стимулирующий налоговый режим. Полагаю, что к вопросу снижения налогов надо относится осторожно (это все-таки база будущей пенсии), но и не слишком консервативно должна быть мотивация платить налоги.

RBC daily

comments powered by Disqus