Рынок

Институты коллективного инвестирования

image

Россия находится лишь в начале пути по созданию необходимых условий для успешной реализации пенсионной реформы. Новая модель вводимой в стране пенсионной системы должна предоставить возможность россиянам прогнозировать свою жизнь.

Россия находится лишь в начале пути по созданию необходимых условий для успешной реализации пенсионной реформы. Новая модель вводимой в стране пенсионной системы должна предоставить возможность россиянам прогнозировать свою жизнь. Главное же, что должно быть создано, - это условия цивилизованных взаимоотношений между субъектами рынка, где каждому отводится своя роль и каждый наделен соответствующими правами и обязанностями. В этом году уже принят ряд постановлений Правительства, определяющих статус отдельных участников и регуляторов рынка.

Помимо решения социальных задач, касающихся каждого человека в отдельности, пенсионная реформа имеет и определенные макроэкономические цели. Так, она должна способствовать привлечению дополнительных капиталов на финансовый рынок. Пенсионные деньги как воздух нужны экономике - они будут работать в ней как масштабные долгосрочные инвестиции. Потенциал этого рынка в России очень высок. Он оценивается экспертами от 2 млрд. долл. в 2004 г. до 6-7 млрд. в 2006 г.

ФКЦБ России как регулятор фондового рынка в полной мере осознает ту роль и ответственность, которая ложится на нее в связи с проведением пенсионной реформы. Фондовый рынок является тем самым механизмом, через который пенсионные деньги придут в экономику и в итоге принесут прирост своим владельцам, как это происходит во всех развитых странах мира.

В этой связи возникает законный вопрос, готов ли отечественный фондовый рынок принять, сохранить и приумножить пенсионные сбережения граждан? Какова степень доверия населения к институтам коллективного инвестирования, управляющим, которые будут непосредственно работать с пенсионными деньгами?

Прежде всего, за последние три года ситуация на отечественном фондовом рынке принципиально изменилась. Расхожий тезис о его спекулятивной направленности и зависимости от приходящих западных капиталов стал неактуальным. Российский фондовый рынок сегодня вырос и окреп. Его капитализация практически достигла докризисного уровня 1997 г. - 143,6 млрд. долл. По прогнозам экономистов, этот показатель превысит годовой объем розничной торговли в 2003 г. Учитывая значительную недооцененность большинства российских компаний и перспективы их развития, можно определенно говорить о том, что основное направление рынка - это рост. И еще, очень важно, что на рынок, наконец, пришел отечественный инвестор, и его роль здесь постоянно возрастает.

Позитивные перемены во многом обусловлены и той работой, которую за последние 3 года проводила Комиссия по установлению в России справедливого и свободного рынка. В отличие от капитализации, которая измеряется цифрами, справедливость и свобода - это качественный показатель развитости любого рынка. Что это означает? Каждый участник рынка имеет право на свободу, но измерением для степени этой свободы является объем той ответственности, которую он принимает.

Сейчас ФКЦБ внедряет четырехуровневую систему мониторинга на рынке ценных бумаг, которая позволит отслеживать состояние профучастников и все сделки в режиме on-line. Как известно, в конце 2002 г. совместно с немецкими коллегами была установлена современная система мониторинга торгов PROTEUS. Ее работа серьезно осложняет выполнение нелегальных и "некорректных" операций. С ее помощью уже сейчас выявляются факты манипулирования ценами, использование инсайдерской информации, нарушение правил маржинальной торговли.

Не менее важные задачи стоят перед ФКЦБ и в этом году. К сожалению, такие серьезные правонарушения, как манипулирование ценами и инсайд, являются довольно распространенными на российском фондовом рынке. В развитых странах эти действия считаются уголовно наказуемыми преступлениями. Наше законодательство пока их так не квалифицирует. Мы сегодня однозначно выступаем за введение уголовной ответственности за ряд серьезных правонарушений на рынке ценных бумаг. Некоторые из них, связанные с нарушениями при проведении эмиссии ценных бумаг, уже вошли в новую редакцию УК. Кроме вступивших в действие, подготовлен проект дополнений в УК по целому ряду новых составов уголовных преступлений. Это очень важно. Ведь рынок ценных бумаг - существенная составляющая национальной экономики. А с приходом на рынок пенсионных денег он вырастет в разы.

Повышение общего уровня ответственности профучастников имеет прямое отношение к подготовке площадки для прихода пенсионных сбережений в экономику и обеспечения участников всех пенсионных схем самой высокой степенью надежности.

Пенсионная реформа будет способствовать росту доли институциональных инвесторов, размещающих активы на фондовом рынке и осуществляющих преимущественно долгосрочные инвестиции. Эксперты прогнозируют, что до 2010 г. приток пенсионных средств на российский рынок ценных бумаг может составить от 6 до 25 млрд. долл. В этом смысле потенциал рынка пенсионных накоплений имеет особое значение для отрасли коллективных инвестиций. В частности, он будет способствовать дальнейшему развитию и росту числа паевых инвестиционных фондов. Хочется надеяться, что через пару лет вложиться в ПИФ можно будет в любом населенном пункте страны.

Одной из задач пенсионной реформы в сфере рынка ценных бумаг является организация профессионального управления пенсионными деньгами. В России создан и активно развивается институт профессиональных управляющих. И если еще несколько лет назад действующих управляющих компаний было лишь 5, сейчас их уже 97. Специалисты этих компаний не новички на финансовом рынке. Квалификация их персонала подтверждена аттестатами ФКЦБ.

Некоторые из компаний в ближайшем будущем будут управлять и пенсионными средствами. Безусловно, что к этим управляющим компаниям должны быть установлены дополнительные более жесткие требования по надежности, эффективности и конкурентоспособности. В этой связи Минфин, ФКЦБ и другие заинтересованные ведомства свою основную задачу в сфере инвестирования пенсионных резервов видят в обеспечении надежного надзора и регулирования рисков управляющих компаний и спецдепозитариев. Механизм допуска управляющих компаний к размещению пенсионных резервов предполагает проведение конкурса и предусматривает критерии отбора, часть из которых уже предусмотрена лицензионными требованиями ФКЦБ России к деятельности по доверительному управлению паевыми фондами. В этом направлении мы будем совместно работать и дальше. От нашего профессионализма, четкого понимания задач и слаженной добросовестной работы зависит не только будущее российского фондового рынка, но и социальная стабильность общества.

Игорь Костиков, Председатель ФКЦБ
статья опубликована в журнале «Экономика России: ХХI век» № 12

comments powered by Disqus