Рынок

Профсистемы под вопросом

Максим Карагодин, заместитель руководителя департамента социальной политики Минэкономразвития России, в статье, опубликованной в журнале "Профессиональные и льготные пенсии" рассказывает о профессиональных пенсионных системах

Статьей 27 федерального закона о трудовых пенсиях в РФ предусматривается, что с 1 января 2003 года права на досрочную пенсию в связи с условиями труда для работников, имеющих менее половины специального стажа, должны начать формироваться в рамках профессиональных пенсионных систем. Но сам закон о профсистемах все еще существует только в проекте. Неизбежно возникает вопрос: какова ситуация с пенсионными правами работников, которые заняты в неблагоприятных условиях труда, но не смогут реализовать свои права на досрочную пенсию в рамках ст. 27, и что происходит с законом о профессиональных пенсионных системах?

Как снизить налоговую нагрузку

Если строго следовать закону о трудовых пенсиях, то исходя из п. 3 ст. 27 формирование прав на досрочную пенсию у тех лиц, которые на 1 января 2003 года имели менее половины специального стажа, должно быть прекращено, эти права будут формироваться по закону о профессиональных пенсионных системах. Однако самого закона еще нет, есть только проект. Что же касается закона о профессиональных пенсионных системах, он был принят в первом чтении Госдумой, и сейчас речь идет о принятии его во втором чтении. Комитет Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам собирает необходимые поправки.

Я напомню, что постановлением Государственной Думы о принятии этого закона Правительству РФ было дано поручение проработать целый комплекс вопросов, направленных главным образом на снижение налоговой нагрузки. Одно из предложений, которое сформулировало постановление Думы, вызвало достаточно оживленную дискуссию. В частности, речь идет о том, какой круг лиц должен будет формировать свои права на досрочную пенсию в рамках профессиональной пенсионной системы. Как уже было сказано, пока это те, кто имеет менее половины специального стажа. Дума посмотрела на этот вопрос иначе и посчитала, что здесь может быть резерв для снижения налоговой нагрузки. По логике ее постановления все те, кто начал работать на работах и по профессиям, перечисленным в ст. 27 закона о трудовых пенсиях в РФ, до вступления в силу закона о профсистемах, должны продолжать и заканчивать формирование своих пенсионных прав в рамках закона о трудовых пенсиях. По мнению Госдумы, в профессиональные пенсионные системы должны попасть работники, которые пришли впервые на эти рабочие места после 1 января 2003 года.

Бумага все стерпит?

Еще на стадии принятия постановления возникали опасения, что такой подход технически реализовать крайне сложно, поскольку достаточно трудно получить достоверную информацию, подтверждающую тот факт, что у человека не было хотя бы одного дня работы с особыми условиями труда до 1 января 2003 года, особенно за период до введения переучета. Если же не удастся предложить механизм четкого фиксирования пенсионных прав, возникнет простор для злоупотреблений. По сути дела границы действия системы формирования права на досрочную пенсию в рамках законодательства о трудовых пенсиях размываются.

Перспектива нежелательная. Поэтому этот вопрос потребовал дополнительной проработки, поиска более эффективного решения. Оказалось, что достаточно сложно создать легитимный механизм, фиксирующий такого рода права, который бы не противоречил законодательству. Обсуждался, в частности, вариант установки некоторого интервала времени, в течение которого все работодатели должны были бы подать сведения о работниках, имеющих профессиональный стаж, и прекратить прием сведений после определенного срока - через полгода, год. Но ситуации в жизни бывают разные. Далеко не всегда работодатель может подать исчерпывающие сведения о каждом таком работнике, когда-либо работавшем у него; далеко не все работники, которые имели специальный стаж, и в настоящее время работают на прежних местах. Часть таких работодателей уже прекратила свою деятельность, а часть работников работает уже в нормальных условиях труда. В конечном счете сложно зафиксировать ситуацию на какой-то момент, избежав возможного ущемления пенсионных прав того или иного работника. Ясно, что эти вопросы время от времени будут возникать. Таким образом, идея организованного прекращения формирования пенсионных прав по законодательству о трудовых пенсиях и перехода к профессиональным пенсионным системам не может быть в полной мере реализована в пределах фиксированного отрезка времени.

Платить еще не завтра

Проработка дискуссионных вопросов потребовала достаточно продолжительного времени. Идет согласование позиций, и скоро поправки ко второму чтению проекта закона о профсистемах могут быть внесены в Госдуму.

Остается вопрос: достаточно ли в этом году времени, чтобы принять и ввести в действие закон о профсистемах, создать их и осуществить мероприятия по профессиональному страхованию лиц, не вписывающихся в закон о трудовых пенсиях в РФ? Пока время есть. Здесь надо иметь в виду следующее: проект закона о профессиональных пенсионных системах исходит из того, что уплата взносов за застрахованное лицо, по сути дела, происходит 1 раз в год. По итогам 2003 года взносы должны быть уплачены в 2004-м. 2003 год-первый год действия профессиональных пенсионных систем. Если закон о профсистемах примут достаточно оперативно, и к нему будут подготовлены минимально необходимые подзаконные акты, то останется еще достаточно времени, чтобы провести работу по созданию профсистем. Работодатели смогут вовремя застраховать работников и приступить к уплате страховых взносов за тех работников, которые начнут формировать свои пенсионные права в профессиональных пенсионных системах.

С нашей точки зрения ситуация пока вполне разрешима. Тем не менее действовать надо достаточно оперативно. Что касается формирования общих правовых предпосылок для создания профессиональных пенсионных систем, то в этом вопросе есть подвижки. В конце 2002 года был принят закон о внесении изменений в закон о негосударственных пенсионных фондах. В нем содержится минимум норм, которые связаны с участием в профессиональных пенсионных системах негосударственных пенсионных фондов. Этот вид деятельности узаконен: установлены новые лицензионные требования, новые требования к параметрам самого негосударственного пенсионного фонда. Они исходят из того, что фонд должен быть более крупным, более устойчивым, - быть более надежной организацией, имеющей позитивный опыт работы на рынке пенсионного обеспечения. Тот потенциальный облик пенсионного фонда, который должен принять участие в создании профессиональных пенсионных систем, равно как и в формировании пенсионных накоплений накопительной части трудовой пенсии, в законе по сути дела уже определен. Однако некоторое уточнение и дополнение законодательства о негосударственных пенсионных фондах, видимо, потребуется.

Ищем партнера

Закон о негосударственных пенсионных фондах изменен довольно основательно. В него вписана новая глава: о работе НПФ с пенсионными накоплениями обязательного пенсионного страхования. Здесь правила во многом будут близки с правилами размещения пенсионных накоплений профессиональных пенсионных систем, поскольку и накопительная часть трудовой пенсии, и профессиональные пенсии формируются по сходному принципу.

Кроме того, предстоит разработать подзаконные акты, которые установят правила, критерии и требования для отбора НПФ и других организаций, с участием которых должны создаваться профессиональные пенсионные системы. По сути дела не будет ограничен круг фондов, которые смогут войти в число имеющих доступ в эту сферу. Все, кто пожелает выйти на рынок пенсионного обеспечения, вправе пройти отбор и получить соответствующее разрешение от уполномоченного органа, регулирующего эту сферу, который будет осуществлять и регистрацию профессиональных пенсионных систем. Таким образом, для работодателей, которые должны будут проводить работу по заключению договоров о создании профессиональных пенсионных систем, будет известен круг тех фондов, с которыми можно иметь дело. Должны быть также утверждены порядок создания профессиональных пенсионных систем, типовой договор и типовые правила. Хотя этими нормативными актами не исчерпывается перечень необходимых документов, для начала практической работы по формированию профессиональных пенсионных систем этого было бы достаточно.

Максим Карагодин
заместитель руководителя департамента социальной политики Минэкономразвития России

comments powered by Disqus