Рынок

Пенсионная реформа во Франции. Седина в бороду, PERP в ребро

image

Французам пришлась не по душе новая национальная пенсионная система, которая, кстати, весьма напоминает очертания российской пенсионной реформы.

Французам пришлась не по душе новая национальная пенсионная система, которая, кстати, весьма напоминает очертания российской пенсионной реформы.

Подписав недавно договоры с управляющими компаниями, Пенсионный фонд России дал старт реализации пенсионной реформы. Граждане получили право выбирать финансовых агентов, которые будут управлять средствами, поступающими в накопительную часть пенсии.

Как все это будет работать на практике? Ответ можно поискать, к примеру, во Франции, где в настоящее время идет очередная реорганизация пенсионной системы, отдельные положения которой напоминают российскую реформу.

Правда, сами будущие пенсионеры в России и Франции разные. У французов, потомственных рантье, есть чуть ли не генетический навык обращения с финансовыми инструментами. Другое дело, насколько они интересны и привлекательны. Тем более сейчас, когда с подачи правого правительства в Пятой республике начата перестройка структуры пенсионных вложений.

Механизм выплаты пенсионных пособий во Франции таков, что около половины размера пенсии формируется за счет страховых и пенсионных фондов - как обязательных, так и добровольных. Первым накопительным пенсионным продуктом во Франции стал PEP, что расшифровывается как План народных накоплений. Запущенный в 1990 году правительством социалистов, PEP должен был приучить французов вкладывать деньги в пенсионные фонды и посему сулил рантье немало налоговых преимуществ. При одном условии: надо было вкладывать деньги минимум на 8 лет. Впрочем, сбережения можно было забрать в случае необходимости и раньше, но тогда бы клиенту пришлось платить налоги с суммы пенсионных вложений: в размере 35 процентов с прибыли в случае выхода из пенсионной игры в течение первых четырех лет и 15 процентов - в случае разрыва контракта между четвертым и восьмым годами.

Подписываться на PEP можно было в каждом банке или страховом обществе, который будущий пенсионер выбирал по собственному усмотрению. Если же обслуживание в этом финансовом учреждении по той или иной причине не устраивало акционера, он мог перейти на тех же условиях в любой другой банк. PEP Накопительный, PEP Страховой... Целая гамма продуктов, широко разрекламированных банкирами.

Важная деталь: каждый налогоплательщик мог иметь только один PEP. Вкладывая сбережения в РЕР, француз твердо знал, что он ни при каких обстоятельствах не потеряет свои кровные - сохранность сбережений гарантировалась государством. Не случайно этот пенсионный финансовый продукт был обречен на успех: более 2,5 миллиона французов подписались на PEP, вложив, к примеру, на конец 2002 года в PEP Накопительный 48,2 миллиарда евро и в PEP Страховой - 42,9 миллиарда. А в 1997 году на счетах PEP Накопительного был вообще эквивалент 77,5 миллиарда евро!

Однако потом прибыль по вкладам, порой достигавшая чуть ли не 16 процентов годовых, стараниями министерства финансов, недобиравшего налогов, резко упала - автоматически уменьшилось и число инвестиций. Правительство начало умышленно тормозить развитие PEP, который показался властям слишком "свободным" финансовым продуктом. "Нам не нужно больших сбережений, нам необходимы сбережения, более рационально используемые", - заявил Франсис Мер, министр экономики и финансов в нынешнем правительстве, затеявшем пенсионную реформу. Под этим лозунгом власти принялись раскручивать новый пенсионный фонд - PERP (Народный план пенсионных сбережений).

Суть его в том, что в отличие от PEP он предоставляет налоговые преимущества не по конечному результату, при выходе клиента из пенсионной игры, а сразу при приобретении ценных бумаг фонда. При заполнении налоговой декларации будущий пенсионер сообщает о своем участии в PERP и получает право на льготное налогообложение: сумма совокупных доходов, подлежащих налогообложению, может быть уменьшена на 10 процентов в год на протяжении всего срока участия в пенсионном фонде. На этом преимущества новой пенсионной системы заканчиваются.

Главное отличие французского PERP от российской накопительной части пенсии состоит в том, что средства в него перечисляет не работодатель, а сам будущий пенсионер. В остальном обе системы похожи. Получить обратно свои деньги клиент нового французского пенсионного фонда сможет только после выхода на пенсию. И только в виде ежемесячной надбавки к основной части пенсии, к тому же облагаемой налогом.

По мнению критиков новой пенсионной системы, особенно из числа профсоюзных лидеров, по сравнению с PERP старый, добрый PEP - финансовый продукт более гибкий и привлекательный для 10 миллионов французских пенсионеров. Но правительство, утяжеляющее налоговый пресс, решило поставить на PEP жирный крест. Правда, те, кто вложился в эту систему до 25 сентября 2003 года, еще могут ею пользоваться, однако новые подписки прекращены.

Кроме того, французским рантье пока греет душу еще одна форма пенсионных сбережений - Assurance-vie (Страхование жизни). Этот финансовый продукт, ранее предлагавшийся любым банковским или страховым учреждением, дает возможность не платить налогов с дивидендов и с конечной суммы прибылей при условии выплаты отчислений в страховую часть пенсии в течение 8 лет. Потом, по истечении необходимого срока, деньги с ощутимым наваром можно сполна получить. Не равными долями в течение многих лет, а при желании всю сумму сразу и не дожидаясь наступления пенсионного возраста, который во Франции составляет 60 лет. Не забыто и о праве наследования: если передается сумма не более 152 500 евро, то ни о каком налоговом обложении пенсионного наследства не может быть и речи.

Впрочем, и эта достаточно привлекательная система скоро перейдет в область преданий: правительство не скрывает намерения покончить с Assurance-vie. Дав предвыборное обещание уменьшить подоходный налог, президент Жак Ширак вынужден подталкивать кабинет министров Жан-Пьера Раффарена к поиску альтернативных источников налоговых поступлений, и одной из первых жертв стали пенсионные фонды.

Ситуация складывается парадоксальная. С одной стороны, власти призывают граждан к участию в пенсионных фондах, с другой - делают так, что под давлением налогового пресса эти вложения теряют свою привлекательность. Залог успеха пенсионных фондов кроется в простоте формулы вложений и в их эффективности. Вместо этого власти Пятой республики упраздняют хорошо зарекомендовавшие себя финансовые продукты и заменяют их хитрыми комбинациями, которые к тому же нуждаются в широком информационном обеспечении. Так, если верить опросам, три четверти французов до сих пор ничего не знают о последних финансовых продуктах пенсионных фондов. Только 11 процентам опрошенных были предложены консультации в банках и страховых агентствах на предмет изучения новых форм пенсионных сбережений. Причем две трети из тех людей, которые уже вложились в новоявленные пенсионные фонды, заявляют, что сделали это по собственной инициативе, ибо никогда не получали никаких предложений от финансовых учреждений...

Выходит, нынешний переполох с пересмотром режима пенсионных фондов, затеянный правительством Раффарена, носит лишь политический характер - надо выполнять обещание президента одновременно снизить налоги и не допустить сокращения финансирования государственных социальных программ. Обеспечение же французов на старости лет пока что остается персональной заботой самих граждан. Не зря утверждали совсем не французские классики: спасение утопающих - дело рук самих утопающих.

comments powered by Disqus