Рынок

Пенсионная система Нидерландов

image

В статье, любезно предоставленной редакцией журнала "Русский полис", Наталья Гайдаш и Светлана Клейн рассказывают о пенсионной системе Нидерландов.

Голландия, или Нидерланды - государство относительно небольшое, в нем проживают менее 16 миллионов человек, причем только 7,5 миллиона из них - трудоспособное население. Но несмотря на свои скромные территориальные размеры и сравнительно небольшую численность населения, Голландия имеет одну из самых развитых экономических систем в Европе и не менее развитую систему пенсионного обеспечения. Благодаря этим двум составляющим страна занимает видное место в стройной системе европейских экономических грандов.

Над созданием современной концепции системы пенсионного обеспечения в Нидерландах трудилось не одно поколение политиков. Официальной датой ее рождения можно смело назвать 1919 год, когда в стране впервые были сформированы базовые принципы государственной пенсионной системы. Начиная с этого момента государство выплачивало пенсию каждому голландцу, достигшему 65-летнего возраста. Правда, для этого голландцам при трудоспособной жизни необходимо было делать регулярные отчисления в государственный пенсионный фонд.

Однако отсутствие механизма индексации размера пенсионных выплат привело к постепенному снижению реального уровня пенсий. Таким образом в маленькой европейской стране впервые назрела необходимость проведения радикальных реформ в области пенсионного обеспечения. В 1956 году парламентом страны был принят Всеобщий закон о пенсионерах (AOW), который установил распределительную государственную пенсионную систему (pay-as-you-go, или PAYG). Главное отличие новой системы от предыдущей было в том, что теперь работодатели не были обязаны делать отчисления в пенсионный фонд. В соответствии с новым законом государственные пенсии выплачивались всем без исключения лицам по достижении 65-летнего возраста вне зависимости от суммы отчисляемых ими в государственный пенсионный фонд взносов. Закон также предусматривал индексацию размера выплачиваемых государством пенсий.

Однако распределительная пенсионная система в силу указанных выше демографических особенностей страны не могла полностью устроить власти. И уже после окончания Второй мировой войны государство стало активно пропагандировать идею внедрения негосударственной пенсионной системы, в частности, предоставляя работодателям, участвующим в профессиональных пенсионных схемах, значительные налоговые льготы. Важную роль во внедрении профессиональной пенсионной системы сыграл принятый правительством в 1949 году Закон о профессиональных пенсиях. В соответствии с этим законом участие всех хозяйствующих субъектов в отраслевых пенсионных фондах стало обязательным. Таким образом, практически все голландские служащие оказались участниками системы профессионального пенсионного обеспечения.

Три кита системы

В настоящее время в Голландии уже сформировалась и успешно действует в течение десятилетий трехуровневая пенсионная система - государственное пенсионное обеспечение, являющееся базовым, профессиональное пенсионное обеспечение, которое носит дополнительный характер, и индивидуальное пенсионное обеспечение. При этом большую часть дохода голландских пенсионеров составляют базовые государственные пенсии: около 50% от всего размера получаемых ими пенсионных выплат. Профессиональные же пенсии обеспечивают примерно 30% от общего размера пенсии голландского пенсионера, а индивидуальные выплаты не превышают 7% от суммарной величины получаемой голландскими стариками пенсии. Поэтому можно считать, что фактически в Голландии сформировалась двухуровневая пенсионная система, так как доля пенсионных выплат относительно мала.

Тем не менее негосударственное пенсионное обеспечение становится все более популярным: несмотря на рост объема выплачиваемых по схеме профессионального обеспечения пенсий, общий размер взносов служащих в профессиональные фонды неуклонно уменьшается. Это объясняется в первую очередь тем, что начиная с 90-х годов голландцы все более активно стали проявлять интерес к системам индивидуального накопления. По прогнозам многих экспертов, в случае сохранения этой тенденции доля индивидуальных пенсий в структуре общего дохода пенсионеров может многократно увеличиться уже в обозримом будущем. Пока же голландские пенсионеры живут в основном за счет государственных и профессиональных пенсий.

Как отмечалось ранее, пенсионный возраст в Голландии составляет 65 лет, причем как для мужчин, так и для женщин. По достижении этого возраста любой гражданин приобретает право на получение базовой государственной пенсии. Размер этой пенсии, как уже говорилось, не зависит ни от продолжительности трудового стажа, ни от суммы уплаченных в государственный пенсионный фонд в течение всего периода трудовой деятельности взносов. В итоге на государственную пенсию в Голландии может рассчитывать любой гражданин страны, достигший пенсионного возраста, даже домохозяйка. Такой единообразный подход позволяет охватить пенсионным обеспечением всех пенсионеров страны, что, учитывая немногочисленность населения страны, не является большой обузой для бюджета.

Дифференциация размеров государственных пенсий осуществляется лишь по одному признаку: одинокие пенсионеры получают более высокие пенсии по сравнению с супружескими парами. Например, если выплаты одинокому пенсионеру составляют около 70% от заработной платы, которую он получал в течение трудовой деятельности, то каждый из супругов может рассчитывать только лишь на 50%.

Отметим, что после пенсионной реформы 1956 года голландское правительство уже успело дважды провести реформирование государственной пенсионной системы. Острая проблема старения населения, охватившая практически все европейские страны, не обошла стороной и Голландию. Государство лицом к лицу столкнулось с ситуацией, когда расходы на пенсионное обеспечение растущего числа пенсионеров оказались ему не под силу. Так, в соответствии с одним из прогнозов, уже к середине XXI века количество голландцев пенсионного возраста может увеличиться практически в два раза. Это, в свою очередь, очевидно указывает на необходимость проведения дальнейших реформ. Однако первая попытка модифицировать распределительную пенсионную систему оказалась неудачной: стремясь сократить дефицит бюджета государственного пенсионного фонда, первоначально правительство намеревалось зафиксировать размер пенсионных взносов в государственный пенсионный фонд на уровне взносов 1997 года. Но затем специалисты подсчитали, что к желаемому результату это не приведет: число пенсионеров, а вместе с этим и бремя государственных расходов на пенсионное обеспечение будет неумолимо расти.

Поэтому правительство избрало другой путь: увеличило размер взносов служащих в государственное пенсионное страхование. Конечно, этот шаг уменьшил государственные расходы. Но одновременно с этим на плечи налогоплательщиков легла непосильная ноша: каждому работающему пришлось отчислять в пенсионный фонд значительную часть своей зарплаты.

Следующая попытка реформирования оказалась куда удачнее: для аккумулирования дополнительных пенсионных накоплений был создан специальный целевой фонд, средства которого использовались в периоды критического роста числа пенсионеров. Новый целевой фонд позволил значительно сократить государственные расходы на пенсионное обеспечение: капитал целевого фонда инвестировался в государственные ценные бумаги, что позволило значительно увеличить средства фонда. Так, на конец 1998 года активы фонда составляли около 4,3 млрд. гульденов (2,2 млрд. евро), что соответствовало примерно 0,55% от величины ВВП Голландии.

Схемы для профи

Профессиональные пенсионные схемы пользуются у голландцев особой популярностью. Это и неудивительно: среди европейских стран более развитую систему профессиональных пенсий, чем голландская, имеют разве что Великобритания, о пенсионной системе которой мы уже говорили в прошлом номере журнала, и Ирландия, придерживающая в своей пенсионной политике примера «старшего брата». В соответствии со статистикой 1996 года, в схеме профессиональных пенсий участвовало около 91% голландских служащих.

Обычно система создается по инициативе работодателей, на основе коллективных соглашений в отдельных компаниях или на отраслевом уровне. При этом государство крайне заинтересовано в развитии профессиональных систем и оказывает работодателям всестороннюю поддержку, предоставляя предпринимателям и руководителям предприятий, в которых действуют подобные схемы, существенные налоговые льготы.

Фундамент профессиональных пенсионных систем - отраслевые пенсионные фонды. Таких фондов в Голландии насчитывается несколько сотен. Среди наиболее известных и крупных отраслевых фондов - пенсионный фонд государственного сектора ABP и пенсионный фонд металлургической промышленности BPMT. При этом активы последнего в 1994 году составили 13 млрд. евро, а общее число участников системы приближалось к 37 тыс. компаниям, в которых работали 328 тыс. служащих. В 1999 году совокупные активы пенсионных фондов страны составили 93% от величины ВВП (для сравнения: в Великобритании и США эти показатели были равны 77,5% и 64,4% соответственно).

Пенсионный фонд в Голландии является самостоятельной экономической единицей, осуществляющей свою деятельность независимо от компаний – плательщиков пенсионных взносов. Как правило, свои средства фонды инвестируют или в государственные ценные бумаги или в акции голландских компаний. Контроль за пенсионными фондами и страховыми компаниями возложен на страховое управление, куда каждый из фондов обязан предоставлять подробную информацию о выплате пособий и о своей инвестиционной деятельности. В обязанности страхового управления входит также и разработка дополнительных директив, касающихся масштабов финансирования и размеров активов фондов.

Участие в каком-либо отраслевом пенсионном фонде в Голландии является обязательным для всех экономических субъектов. Отказ от такого участия возможен только в том случае, если компания в состоянии создать свой пенсионный фонд, который смог бы выплачивать пособия, как минимум равные пособиям ведущего пенсионного фонда в данной отрасли.

Как уже неоднократно отмечалось, в системе негосударственного пенсионного обеспечения действует ряд налоговых льгот: так, освобождены от налогов взносы в пенсионные фонды, а также инвестиционные доходы пенсионных фондов. Налогообложению подлежат лишь сами пенсии как один из видов дохода гражданина, однако ставка подоходного налога в этом случае невысока.

Взносы в системе профессиональных пенсий уплачиваются работниками и работодателями на солидарной основе. И хотя на практике применяются схемы как с установленными размерами взносов, так и с установленными размерами выплат, предпочтение все же отдается последним. При этом размер пенсии «привязан» не к размеру взносов, выплачиваемых служащим, а к уровню заработной платы служащего.

При всем богатстве выбора...

В настоящее время в Голландии действуют две схемы расчета размера пенсионного обеспечения относительно уровня заработной платы служащего: на основе размера конечной зарплаты служащего к моменту его выхода на пенсию и на основе среднего размера зарплаты служащего за все время его работы.

Для первой схемы выплат - на основе размера зарплаты служащего к моменту его выхода на пенсию - ежегодные накопления работника не могут превышать 2% от его заработной платы. Следуя этим расчетам, работник с 35-летним стажем имеет право на пенсию в размере 70% от размера своего заработка на момент выхода на пенсию. Таким образом, пенсия служащего не может превышать его заработок.

Необходимо отметить, что эти схемы пользуются в Голландии наибольшей популярностью среди населения: более 73% от общего числа участвующих в профессиональных схемах пенсионного обеспечения служащих предпочитают именно этот вариант расчета размера пенсии. Однако у схем, где размер пенсии рассчитывается исходя из размеров последней зарплаты, есть весьма существенный недостаток: работодатели стараются сдерживать рост заработной платы работника предпенсионного возраста, ограничивая тем самым размер будущих пенсионных выплат, которые он будет получать исходя из величины своей зарплаты.

Для второй схемы расчета размера пенсии - на основе среднего размера зарплаты служащего за все время его работы - ежегодные накопления работника не могут превышать 2,25% от величины получаемой зарплаты, что позволяет накопить работнику пенсию, равную 78,75% от среднего размера зарплаты служащего при 35-летнем трудовом стаже. Для схем с установленными размерами взносов «потолок» отчислений не устанавливается, но размер такой пенсии все же не должен будет превышать 70% от размера заработной платы служащего с 35-летним трудовым стажем на момент его выхода на пенсию.

Как видим, размер пенсионного обеспечения, получаемого голландским пенсионером, участвующим в профессиональной и государственной схеме, не превышает 70% от размера его заработка на момент выхода на пенсию. Такие пенсии получают около 73% голландцев с 40-летним стажем трудовой деятельности. Однако число служащих, имеющих 40-летний стаж работы, крайне невелико: ведь многие служащие выходят на пенсию раньше времени или же просто не имеют к моменту выхода на пенсию сорокалетнего стажа.

Третий уровень пенсионной системы в Голландии - негосударственное пенсионное обеспечение - включает добровольное индивидуальное пенсионное страхование.

Как правило, пенсионное страхование предоставляется компаниями по страхованию жизни. Любой служащий может заключить со страховой компанией договор страхования жизни и с наступлением страхового случая (дожитие до пенсионного возраста) получать персональную пенсию. Такая схема пенсионного страхования в Голландии до последнего времени не пользовалась особой популярностью, поэтому долгое время голландская пенсионная система считалась двухуровневой. Действительно, вплоть до 90-х годов только 10% населения были застрахованы по индивидуально-накопительной схеме. Однако в последнее время специалисты отмечают значительный интерес населения к индивидуальным пенсиям. Скорее всего, подобная тенденция связана с неуверенностью голландцев в надежности государственного пенсионного обеспечения, особенно в условиях быстрого старения населения страны. Не стоит сбрасывать со счетов и рост благосостояния населения.

Досрочные пенсионеры

Система пенсионного страхования в Голландии, а также выплата многочисленных социальных пособий в целом способствует более раннему выходу служащих на пенсию. Действительно, за последние 20 лет фактический пенсионный возраст в Нидерландах резко уменьшился. Если в 1950 году он равнялся 66 годам для мужчин и 64 годам для женщин, то в 1995 году он составил 58 и 55 лет соответственно.

В системе государственного социального обеспечения присутствует несколько схем, используя которые можно стать пенсионером «досрочно», не проиграв при этом в финансовом отношении.

Пособия в связи с досрочным выходом на пенсию в настоящее время получает около 27% населения в возрасте от 60 до 65 лет. Размеры такого пособия составляют 80% заработка служащего в момент его выхода на пенсию для данной возрастной группы. В отличие от профессиональных пенсий, выплачиваемых по достижении официального пенсионного возраста, пособия по досрочному выходу начисляются только из текущих доходов и с тем условием, что работник полностью выходит из состава трудоспособного населения, имея при этом как минимум 10 лет трудового стажа. Впервые подобные схемы были введены в 80-е годы как способ борьбы с безработицей среди молодежи: ведь теперь, чтобы получать весьма приличное пособие, нужно было проработать не 40, а всего 10 лет! Однако со временем стало очевидно, что подобная схема себя не оправдала: уровень безработицы оставался по-прежнему крайне высоким, а уж теперь этот способ борьбы и вовсе оказал медвежью услугу правительству.

Как уже отмечалось, количество голландцев, нуждающихся в каких-либо социальных пособиях, приобретает угрожающие размеры. Особенно велик процент нуждающихся в пособии по нетрудоспособности, которое предоставляется государством. Так, среди мужского населения в возрасте от 55 до 64 лет доля участвующих в государственной программе поддержки нетрудоспособного населения постоянно увеличивается: если в 1968 году пособия по нетрудоспособности получали 12% мужчин, то в 1975 году - уже 21%, и в 1985 году - 38%. В настоящее время пособия по нетрудоспособности получает около трети мужчин данной возрастной категории.

Широким «спросом» у населения Голландии пользуются пособия по безработице. Ведь к 60 годам большинство голландцев уже имеют солидные пенсионные накопления, позволяющие получать приличную пенсию. И в случае досрочного выхода на пенсию такие «ранние пенсионеры» могли смело рассчитывать на пособие по безработице в размере 70% предшествующего заработка.

Вообще проблема досрочного выхода на пенсию характерна не только для Голландии: в подобной ситуации оказались Германия и Франция, где социальные пособия тоже достаточно высокие и составляют основную часть дохода пенсионера. Однако именно в Голландии зафиксирована самая низкая доля работающих среди населения, находящегося в предпенсионном и пенсионном возрасте (как среди мужчин, так и среди женщин). Так, за тридцатилетний период начиная с 1960 года число работающих мужчин предпенсионного возраста (55 - 64 года) сократилось на 42%, и это самый высокий показатель среди стран Европейского союза.

Реакция снизу

Как показывают результаты социологических опросов, проведенных среди населения Голландии, отношение к государственной пенсионной системе среди различных возрастных групп населения неоднозначное (см. Табл.5). Что касается размеров взносов в государственные пенсионные фонды, то более половины голландцев считают их вполне разумными, и лишь для 20 - 25% суммы взносов представляются высокими или очень высокими. Совсем иные результаты характеризуют отношение населения к размеру самих государственных пенсий. Лишь небольшая часть граждан считает размер пенсии достаточным для безбедной старости. Около 60% респондентов среди молодого поколения и лиц среднего возраста и около 40% пожилых голландцев утверждают, что размер пенсий крайне мал.

Как показал опрос, широкую поддержку в обществе как дополнение к государственным пенсионным выплатам имеет система профессиональных пенсий. При этом большинство опрошенных граждан также устраивает соотношение размера взносов в отраслевые пенсионные фонды и ожидаемых пенсионных выплат. Тем не менее около 20% опрошенных все же предпочли бы платить более высокие взносы в обмен на более высокие пенсии. Интересно, что на фоне всемирного увеличения продолжительности жизни населения более половины опрошенных голландцев выступают за уменьшение официального пенсионного возраста.

Существующую сегодня схему профессиональных пенсий с установленными размерами выплат поддерживают около 92% граждан, тогда как только 30% высказываются за «привязку» дополнительных пенсий к средней заработной плате в течение всего периода трудовой деятельности. Большинство голландцев - более 74% опрошенных - поддерживают принцип принудительного участия в пенсионных планах, и только 25% высказались за его отмену в пользу свободного выбора пенсионного фонда.

По прогнозам демографов, в настоящее время доля пенсионеров относительно общей численности населения в Голландии составляет 21%, и в ближайшие 10 - 15 лет эта величина по сравнению с нынешним показателем вырастет практически вдвое. Неутешительные прогнозы побуждают голландское правительство к реформированию существующей государственной пенсионной системы, которая пока в какой-то степени даже способствует увеличению доли пенсионеров относительно общей численности населения Голландии.

Одним из первых шагов на пути к реформированию, как считают многие специалисты, является расширение налогооблагаемой базы. Так как размер взносов в пенсионные фонды рассчитывается на основе минимальной заработной платы после налогообложения, то такое нововведение никак не отразится на уровне благосостояния пенсионеров со средним достатком, основную часть доходов которых составляют государственные пенсии.

Вторым важным моментом является изменение порядка индексации пенсий, когда их размер индексируется в зависимости от динамики роста потребительских цен, а не от заработной платы. По прогнозам специалистов, этот подход приведет к тому, что большинство голландских служащих будут участвовать в индивидуальных пенсионных схемах, так как с ростом реальной заработной платы государственные пенсии фактически начнут обесцениваться. Поэтому изменение порядка индексации так или иначе постепенно приведет к приватизации пенсионной системы. Кроме того, правительство намерено все же увеличить пенсионный возраст. Однако, как свидетельствуют социальные опросы населения, подобный шаг вызовет массу недовольств.

Наконец, предлагается отменить существующую дифференциацию государственных пенсий в зависимости от состава семьи. Однако и здесь могут возникнуть «подводные камни»: если размеры всех пенсий поднимутся до размера выплат одиноким пенсионерам, то такой подход может привести к увеличению государственных расходов на пенсионное обеспечение. А в том случае, если пенсии, наоборот, уменьшатся до уровня пенсий для одного из супругов, то это негативно скажется на уровне благосостояния пенсионеров.

Что касается профессиональных пенсий, то здесь, наоборот, планируется несколько снизить размеры выплат. Действительно, в Голландии дополнительные пенсии - одни из самых высоких в мире. Поэтому для лиц со средними и высокими доходами предлагается снизить размеры государственных и профессиональных пенсий путем перехода к схеме с установленными размерами взносов. Однако, как показывают те же социологические исследования, общество вряд ли одобрит такие нововведения.

И наконец, самое главное - борьба с досрочным выходом на пенсию. В этом отношении голландское правительство, с одной стороны, активно поддерживает развитие индивидуально-накопительных пенсионных схем, но с другой - резко сокращает программы дополнительного социального обеспечения, ужесточая условия выдачи пособий по досрочному выходу на пенсию и нетрудоспособности и, по возможности, заменяя пособия по безработице пособиями на переквалификацию.

Как видим, проблем достаточно и в благополучной на первый взгляд Голландии, а глобальная панъевропейская пенсионная перестройка, по-видимому, не оставит в стороне ни одну из развитых стран Еврозоны.

Статья опубликована в журнале "Русский полис" №9(21)(сентябрь, 2001)

comments powered by Disqus