Нашелся управляющий

В 2004 году на рынок пенсионных услуг по обязательному пенсионному страхованию в качестве равноправного партнера должны выйти негосударственные пенсионные фонды.

В 2004 году на рынок пенсионных услуг по обязательному пенсионному страхованию в качестве равноправного партнера должны выйти негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

Федеральным законом от 10 января 2003 года N 14-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" (далее - закон N 14-ФЗ) среди видов деятельности НПФ перечислена деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и договорами об обязательном пенсионном страховании.

Эта деятельность включает в себя аккумулирование в НПФ средств обязательных пенсионных накоплений, организацию их инвестирования, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам.

Итак, застрахованное лицо вправе в 2004 году определиться и выбрать соответствующий НПФ для передачи ему Пенсионным фондом РФ обязательных взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, уплачиваемых страхователем в пользу этого лица. Но пока это гипотетическое право. Чтобы оно могло быть реализовано, необходимо принятие свыше 20 правительственных нормативных актов. Для упорядочения процесса и обеспечения своевременности их подготовки еще в мае 2003 года вице-премьером Правительства РФ утвержден план-график подготовки проектов постановлений Правительства Российской Федерации, необходимых для реализации федерального закона N 14-ФЗ. Он включает 23 документа, без которых невозможно нормальное вхождение НПФ в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.

Но процесс согласования необходимых правовых актов оказался мучительным и затяжным. Ни один документ не увидел свет в намеченные сроки.

В числе первоочередных в плане значится постановление об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, которое предполагалось представить в Правительство РФ ведомствами-исполнителями еще в мае 2003 года.

Для чего нужен такой орган? Его сущность сформулирована непосредственно в законе N 14-ФЗ. В нем сказано, что это уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, на который Правительством Российской Федерации возлагается государственное регулирование деятельности НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному и профессиональному пенсионному страхованию, а также надзор и контроль за указанной деятельностью.

Закон определил и основные задачи уполномоченного федерального органа (далее УФО). Это:

  • осуществление надзора и контроля за соблюдением субъектами отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному и профессиональному пенсионному страхованию требований по формированию и размещению средств пенсионных резервов, формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений в соответствии с федеральным законодательством;
  • принятие в пределах своей компетенции нормативных правовых актов по вопросам регулирования деятельности фондов, включая инструкции и методические указания в отношении установления стандартов раскрытия информации и форм отчетности, а также по вопросам надзора и контроля за указанной деятельностью;
  • лицензирование деятельности фондов; осуществление уведомительной регистрации фондов, подавших заявление о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика в соответствии с требованиями федерального закона; регистрация правил фонда;
  • публикация в средствах массовой информации списка фондов, информации о фондах, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию, а также о фондах, у которых приостановлено действие лицензии на осуществление такой деятельности, или указанная лицензия аннулирована;
  • информирование Пенсионного фонда Российской Федерации о фондах, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию, а также о фондах, у которых приостановлено действие лицензии на ее осуществление, или указанная лицензия аннулирована, в течение 10 дней со дня приостановления действия или аннулирования лицензии;
  • информирование управляющих компаний и специализированного депозитария об ограничениях деятельности фонда в связи с приостановлением действия лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию в течение 10 дней со дня приостановления действия указанной лицензии;
  • приостановление на срок до шести месяцев действия лицензии фонда на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию в случае нарушения фондом лицензионных требований и законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы негосударственного пенсионного обеспечения, обязательного и профессионального пенсионного страхования;
  • направление в пределах своей компетенции субъектам отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию запросов о предоставлении информации, связанной с осуществлением ими деятельности по формированию и размещению средств пенсионных резервов, формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений и иной информации с учетом требований федеральных законов;
  • обращение в пределах своей компетенции по вопросам проведения проверок субъектов и участников отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному и профессиональному пенсионному страхованию в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять регулирование профессиональной деятельности указанных лиц и контроль за их деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • выдача предписаний субъектам отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному и профессиональному пенсионному страхованию об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о формировании средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений, размещении средств пенсионных резервов и об инвестировании средств пенсионных накоплений;
  • рассмотрение отчетов фондов, а также аудиторских и актуарных заключений;
  • установление порядка, форм и сроков отчетности субъектов отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию;
  • ежегодная публикация в средствах массовой информации сведений о формировании и финансовых результатах размещения средств пенсионных резервов и о формировании и финансовых результатах инвестирования средств пенсионных накоплений в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Формы публикации указанных сведений устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Уполномоченный федеральный орган должен действовать в соответствии с законом N 14-ФЗ и Положением, утвержденным Правительством Российской Федерации. Казалось бы, закон достаточно подробно изложил компетенцию УФО. И все-таки, в чем причина столь длительного рассмотрения вопроса об УФО (условно обозначим его под N 2) для НПФ?

В сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2003 г. N 190 (см. "ВП: Документ" N 17, 2003 г.) по регулированию, контролю и надзору в качестве уполномоченного федерального органа исполнительной власти назначен Минфин РФ (в среде специалистов его называют для удобства УФО N 1). А вот в отношении такого органа для НПФ дело затянулось. Виной тому - столкновение интересов участников рынка пенсионных услуг, получающих доступ к контролю над большими "длинными" деньгами.

И до появления закона N 14-ФЗ функции контроля и надзора за НПФ в определенном объеме выполняла инспекция НПФ при Минтруде России; Имея неплохой опыт в этой деятельности, Минтруд еще летом подготовил проект постановления, в котором обозначил себя в качестве УФО-2.

Такой вариант не удалось согласовать со всеми соисполнителями. ФКЦБ России также претендовала на эту роль.

Затягивание бесплодных дискуссий, и особенно ошибка в выборе регулятора, могли бы нанести серьезный ущерб всем субъектам и участникам отношений по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию, сегодняшним и будущим получателям пенсий.

Большинство экспертов по этой проблеме отдавали предпочтение Минтруду России, учитывая прежде всего, что НПФ является "особой организационно-правовой формой некоммерческой организации социального обеспечения", а также то, что его деятельность включает в себя учет средств пенсионных накоплений, назначение и выплату негосударственных пенсий, накопительной части трудовой пенсии и профессиональных пенсий.

Дальнейшее промедление становилось опасным, и Правительство РФ 4 ноября 2003 года приняло постановление N 669 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, надзор и контроль за указанной деятельностью".

УФО-2, осуществляющим вышеуказанные функции за деятельностью НПФ, определено Министерство труда и социального развития Российской Федерации.

Отведено место в государственном регулировании, надзоре и контроле в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений ФКЦБ в пределах уже существующей ее компетенции.

Постановление Правительства РФ вменило Минтруду России как УФО-2 все функции, которые предусмотрены для такого органа законом N 14-ФЗ.

Учитывая новые перспективные задачи, Минтруд России рассчитывал на возможное расширение штатной численности и фонда оплаты. Однако постановление ограничило аппетиты ведомства, установив, что функции УФО-2 Минтруд выполняет в пределах утвержденных Правительством РФ предельной численности и фонда оплаты труда работников министерства.

Л. Вульф
"Ваше право"
comments powered by Disqus