Интервью Б.И.Златкис: "Управление средствами пенсионных накоплений"

image

В своем итервью заместитель министра финансов Бэлла Златкис очень подробно рассказывает о конкурсе управляющих компаний и спецдепозитария.

В последнее время произошли важные события, которые касаются нынешних и будущих пенсионеров, пенсионной реформы и тех действий, которые в ближайшее время должны осуществить застрахованные лица, т.е. будущие пенсионеры. Эти события касаются также тех действий, которые должно осуществить государство в лице уполномоченных органов - Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. В данном случае речь идет о проведении конкурса по отбору спецдепозитария и управляющих компаний.

Извещение о проведении конкурса - документ в значительной мере технический. Его нормы вытекают из норм принятых закона и постановлений Правительства Российской Федерации, которые регулируют деятельность профсообщества по управлению пенсионными накоплениями и федеральных властей по контролю и регулированию этого процесса.

В связи с условиями допуска к конкурсу управляющих компаний и спецдепозитариев возникло много вопросов. Поясню, каковы новые требования к спецдепозитариям, к управляющим компаниям, как будет проводиться конкурс.

Спецдепозитарий не является обычным депозитарием. Главное в понятии спецдепозитарий - слово спец, т.е. организация, осуществляющая полный тотальный контроль за управляющими компаниями, которые инвестируют средства населения и соответствующим образом информируют уполномоченный орган и ПФР о выявленных нарушениях. Этот контроль осуществляется в ежедневном режиме - по всем без исключения управляющим компаниям и по всем без исключения классам активов, участвующим в этом процессе. Самое важное в деятельности спецдепозитариев заключается не в том, что он хранит, а в том, что он оценивает активы, определяет их законность или законность инвестирования в те или другие классы актива, формирует пропорции, в которых могут быть инвестированы средства. Таким образом, спецдепозитарий держит под контролем деятельность каждой управляющей компании.

Спецдепозитарий в соответствии с законом будет один. Способ выбора из тех, кто представит свои документы, - рейтинг по ряду показателей, характеризующих тот или иной спецдепозитарий (см. постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.03 г. 390 Об утверждении методики определения совокупной взвешенной оценки (рейтинга) специализированного депозитария при проведении в 2003 году конкурса по отбору специализированного депозитария и требований к участникам и должностным лицам участников конкурса по отбору управляющих компаний для заключения с ними Пенсионным фондом Российской Федерации договоров об оказании услуг специализированного депозитария и о доверительном управлении средствами пенсионных накоплений).

За основу при определении значений отдельных показателей в деятельности депозитария взята необходимость обеспечить безусловную устойчивость данной организации. Напомним, что наибольшие баллы спецдепозитарий набирает, если у него наибольший размер собственных средств. Это означает, что в случае потери актива либо недостаточно профессиональных действий по информированию уполномоченного органа относительно действий управляющих компаний депозитарий в состоянии отвечать собственными средствами.

Важным показателем, на наш взгляд, является объем обслуживаемых спецдепозитарием активов. Этот объем по минимуму - 100 млн руб., по максимуму - более 1 млрд руб.

Большую роль в оценке деятельности любого депозитария, особенно спецдепозитария, играет количество обслуживаемых им клиентов, т.е. как он справляется с обслуживанием большого количества управляющих компаний, которые работают на этом рынке. Спецдепозитарий, который просто соответствует минимальным требованиям, получит всего единицу, а спецдепозитарий, у которого довольно активная деятельность на этом рынке, получит пять. Это, естественно, скажется на общем рейтинге спецдепозитария.

И, напротив, мы отказались от строгого рейтинга по сумме вознаграждения, которую просит потенциальный участник конкурса. На самом деле размер вознаграждения спецдепозитария небольшой - 0,1%. Если умножить на все пенсионные накопления, то получится не очень большая сумма. А мы заинтересованы в том, чтобы спецдепозитарий имел качественное оборудование, застраховал свои риски, как того требует закон, и т.п.

В последнее время подробно обсуждается вопрос, заинтересован ли Минфин России в том, чтобы победил депозитарий, принадлежащий банку с государственным участием. Замечу, что Минфин России не участвует в этом процессе. Тот, кто предоставляет соответствующие показатели более высокими, тот и выиграет. Будет это банк с государственным участием - хорошо, с негосударственным - еще лучше. Много банков, соединившихся в один, - наилучший вариант. Поэтому и принят рейтинговый способ подведения итогов, чтобы никто до последнего момента не мог определить, кто же будет победителем.

Среди управляющих компаний победят те, которые будут соответствовать условиям, изложенным в требованиях к участникам и должностным лицам управляющих компаний проводимого в 2000 г. конкурса, утвержденных постановлением 390. Например, требования в части объема средств в управлении на 1 августа 2003 г. должны составлять 100 млн руб. Вообще, на этот счет было много споров. На мой взгляд, это требование принято в интересах застрахованного лица, который предпочитает иметь дело с более крупной организацией, обладающей большим массивом активов в управлении. Управляющих компаний может быть и много. Оценить количество управляющих компаний довольно сложно. По нашим оценкам, это может быть 15 - 20 компаний. Но есть мнение, что число управляющих компаний, которые до 1 августа 2003 г. успеют произвести необходимые действия для приведения своих показателей к требованиям, установленным постановлением 390, может достигнуть и 50.

Что касается участия в конкурсе, то больших проблем для управляющих компаний здесь не будет. Их дело - грамотно подготовить документы в соответствии с приказом Минфина России от 4.07.03 г. 60н "Об организации конкурса по отбору специализированного депозитария для заключения с ним Пенсионным фондом Российской Федерации договора об оказании услуг специализированного депозитария и проведении конкурса по отбору управляющих компаний для заключения с ними Пенсионным фондом Российской Федерации договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений".

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.03 г. 379 "Об установлении дополнительных ограничений на инвестирование средств пенсионных накоплений в отдельные классы активов и определении максимальной доли отдельных классов активов в инвестиционном портфеле в соответствии со статьями 26 и 28 Федерального закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" ограничены классы активов, которые могут участвовать в пенсионной системе. Эти ограничения, по моему мнению, в пользу ужесточения требований к качеству активов, в которые инвестируют управляющие компании. При этом для акций ужесточение сделано не по количеству. Напротив, удельный вес акций может быть больше, чем предполагалось на стадии разработки документов. Ужесточены требования к открытости и публичности деятельности акционерных обществ, акции которых служат активами для пенсионной системы. С позиций практики финансового рынка, это абсолютно правильно. Ведь только актив, сделка по которому осуществляется в прозрачном режиме, может дать гарантии при потенциальном сговоре на рынке с целью уменьшить или увеличить цену этого актива.

В связи с этим принято следующее решение. Сделки с активами, которые предлагаются для пенсионеров, могут быть только в определенном режиме: поставка против платежа; сделки, безусловно, безадресные (т.е. адресованные не какому-то конкретному участнику рынка, а всему рынку). Эти требования изложены в соответствующих документах ФКЦБ России.

Ужесточены требования, касающиеся ценных бумаг субъектов Российской Федерации. Эти бумаги также должны обращаться на рынке. Объем операций по ним и муниципальным бумагам на рынке должен составлять не менее 400 тыс. руб. (это среднемесячная сумма). Поскольку по субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям главный аргумент надежности - это бюджет и прозрачность, то соответствующие показатели по исполнению обязательств конкретного органа власти должны публиковаться в открытой печати. В постановлении 379 на это обращено внимание.

Таким образом, ужесточение требований не идет по пути простого ограничения, например установления 5% лимита акций. Напротив, объем акций увеличен до 45%. Но качество этих акций жестко регламентировано: это только публичные, открытые, правильно торгуемые ценные бумаги. Все остальные активы также присутствуют - и ипотечные ценные бумаги, и государственные ценные бумаги.

Отмечу, что Минфин России как уполномоченный орган ограничил себя по срокам подведения итогов конкурса. Поскольку все документы вышли с некоторым опозданием и тому есть причины (пенсионная реформа чрезвычайно сложна, было много споров по построению целого ряда механизмов этой пенсионной реформы и т.п.), тем не менее мы смогли предоставить застрахованному лицу максимально большой срок для принятия решений.

Конкурс по спецдепозитарию проводится с 26 по 28 августа 2003 г., заявки принимаются с 8 по 25 августа 2003 г.

Конкурс управляющих компаний проводится с 1 по 4 сентября 2003 г. Такой срок связан с тем, что согласно Федеральному закону от 24.07.02 г. 111-ФЗ Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации (с изм. на 31.12.02 г.) в ходе конкурса могут быть нерешенные вопросы. Например, управляющая компания доложила, что у нее руководитель не был судим, а у уполномоченного органа есть основания полагать, что он был судим. В этом случае у участника конкурса есть три дня, чтобы доказать свою правоту. Могут быть и другие ситуации.

В приказе 60н указаны действия Минфина России как уполномоченного органа и утверждены документы, которые он обязан опубликовать для проведения конкурса. О двух из них я уже сказала. К этим документам прикладывается также положение о конкурсной комиссии, регламентирующее, что может и чего не может делать конкурсная комиссия. Принципиально новым является требование к членам конкурсной комиссии об отсутствии заинтересованности в отношении одной из управляющих компаний. В этом случае конкурсная комиссия путем голосования решает, лишать ли этого члена конкурсной комиссии права голосования по тому или другому вопросу.

Естественно, что в качестве документов утверждены все формы заявок, которые представляются на конкурс. Регламентировано, как принимаются документы, как эти документы регистрируются. В Минфине России есть Управление по защите информации, конкурсы всегда проводятся только через это Управление.

В первых числах сентября 2003 г. в "Российской газете" и в газете "Труд" будет опубликован перечень управляющих компаний, через которые застрахованные лица смогут инвестировать свои средства. До 15 октября 2003 г. (в течение месяца с небольшим) застрахованное лицо должно сделать выбор, в какую из этих компаний передать деньги.

Минфин России оповестит органы пенсионного обеспечения и органы по труду и занятости на местах о том, где и в какое время будут опубликованы перечни управляющих компаний. Будут оповещены все губернаторы, с тем чтобы они через систему государственной власти (от муниципалитета до сельского совета) оповестили население о его правах.

С 1 августа 2003 г. в почтовые ящики будет опущено извещение, в котором будут находиться форма, бланк и заявление застрахованного лица о выборе инвестиционного портфеля. И главное - форма извещения о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета, т.е. сведения о том, сколько и куда он может инвестировать. Не надо эти бумаги выбрасывать, следует ждать публикации в "Российской газете", в которой будет дан перечень управляющих компаний, победивших в конкурсе.

Накопительная часть - это очень небольшая часть будущей пенсии. Гражданин, застрахованный по накопительной пенсионной системе, будет получать всю пенсию, которая ему начислена по всем остальным видам пенсионного обеспечения. Сегодня накопительная пенсия небольшая, как известно, это 2%, в будущем она возрастет до 6%. При этом накопительная пенсия никакого отношения не имеет к остальным видам пенсионного обеспечения, предусмотренным Законом о пенсионном обеспечении. Повторю, то, что мы обсуждаем, касается только части пенсионной системы, хотя и она очень важна для застрахованных лиц, особенно для молодежи.

Получив извещение о состоянии накопительного счета, застрахованное лицо сможет проанализировать свои взаимоотношения с работодателем, в том числе и в отношении будущей пенсии. Также станут явны и результаты инвестирования, которые предложит управляющая компания.

Государство не заинтересовано, чтобы все средства пенсионеров пошли только в государственную управляющую компанию. Дело в том, что на самом деле "длинные" пенсионные деньги во всем мире, в том числе и накопительная составляющая, - это предвестник инвестиционного бума. Однако это - и фактор роста экономики, если деньги пошли в реальную экономику. Государство, естественно, заинтересовано, чтобы эти средства пошли в реальную экономику и приносили потом доходы в виде налогов. При этом требование закона и правовых нормативных актов - максимальное обеспечение интересов застрахованного лица в отношении сохранности средств. В законе предусмотрено страхование и управляющей компании, и спецдепозитария, предъявлены высокие требования к объему собственных средств и обеспечению. Это вызвано тем, что государство должно позаботиться о том, чтобы выбранная гражданином управляющая компания соответствовала минимальному набору требований по устойчивости и надежности, чтобы гражданин не пострадал.

Как мне представляется, большой интерес будет к тому, как управляющие компании раскроют результаты своей работы за первый год, как они покажут устойчивость и т.п. Больших доходов в ближайшем времени не заработает никакая управляющая компания. Рынок не предполагает чрезмерно высокой доходности. Однако ПИФ, объявившие свои результаты, разные. Есть ПИФ, которые много заработали для своих пайщиков, есть - которые заработали мало. Многое при этом зависит от управляющей компании. Мне представляется, что в государственной управляющей компании останется со временем 50 - 60% общего объема средств. Это будет зависеть от позиции государства и населения, многих макроэкономических процессов, которые будут происходить в стране. Важно, чтобы это не зависело от уполномоченного органа. Для нас принципиально, чтобы мы обеспечили своими условиями, документами равный доступ гражданина и к государственной, и частной управляющей компании. Задача государства - обеспечить максимальный комфорт застрахованного лица в своем выборе в рамках пенсионного законодательства, решение - за гражданином.

У застрахованного лица есть право выбрать ту управляющую компанию, с которой он хочет работать. Возможно, управляющая компания, которую он выбрал в первый раз, его не удовлетворит. Поэтому обеспечено его право перейти из одной управляющей компании в другую. Ведь деньги застрахованного - длинные , и они все равно будут работать на финансовом рынке.

Закон 111-ФЗ обязывает управляющую компанию и спецдепозитарий застраховать риски. Такой мощной страховой компании с требуемым объемом капитала сейчас в стране нет, поэтому закон разрешает консорциум. Все технические риски и риски недобросовестных действий должны быть застрахованы, и страховая компания должна по ним отвечать. Однако страховки от обесценения актива не существует, никто не гарантирует доходность вложения.

Инвестиционные портфели управляющих компаний будут отслеживаться с позиций соответствия их закону, чтобы в портфеле был разрешенный законом актив. Но конкурс управляющих компаний проводится ежегодно, и, естественно, могут появляться новые управляющие компании.

Б.И. ЗЛАТКИС
Заместитель министра финансов,
руководитель Департамента управления
государственным внутренним долгом Минфина России

Опубликовано в "Финансовой газете"

comments powered by Disqus