Рынок

Интервью с Вячеславом Батаевым, руководителем Инспекции НПФ при Министерстве труда и социального развития РФ

image

В начале мая премьер-министр Михаил Касьянов назначил на должность руководителя Инспекции НПФ бывшего советника министра труда Вячеслава Батаева. Новый руководитель инспекции будет контролировать процесс подготовки НПФ к обслуживанию пенсионных накоплений россиян. К этим деньгам фонды будут допущены уже со следующего года, и, чтобы не остаться за бортом пенсионной реформы, им предстоит за полгода привести свои показатели в соответствие с необходимыми для участия в накопительной системе требованиями...

- Вашего предшественника обвиняли в "мягком" регулировании пенсионного рынка. Намерены ли вы ужесточить контроль за деятельностью НПФ?

- Что касается предыдущего руководства, то оно полностью соответствовало тому рынку, который контролировало, и тем задачам, которые были сформулированы законодательством того периода. Фонды занимались исключительно добровольным пенсионным обеспечением, госденег там не было ни копейки. Это означает, что люди полностью осознавали последствия своего выбора, заключая договор с НПФ. Поэтому мы имели то, что имели. Если хочется оценок, то я не сторонник каких-либо оценок.

Со следующего года НПФ будут допущены к обязательному пенсионному страхованию. Требования, предъявляемые к таким фондам, четко прописаны в законе. Очевидно, что контроль будет ужесточаться и уже ужесточается. Но я сторонник того, чтобы обеспечить преемственность системы контроля, стабильности этой системы для тех фондов, которые соблюдали, соблюдают и намерены впредь соблюдать законодательство, нормативы и требования. Для них ничего страшного не будет в отличие от тех, кто нарушал, нарушает или намерен нарушать законодательство, приказы инспекции и другие акты. Мерило-то есть. Закон задал основные требования. Сейчас нам предстоит сделать это поле понятным для всех, в том числе и для обычных граждан.

- Будете ли вы добиваться повышения статуса инспекции?

- До конца года никаких изменений не предвидится. Инспекция будет сохранена в своем статусе. Указ о ее образовании и постановление правительства о ее функциях никто не отменял. В ходе работы над 30 постановлениями правительства мы более полно опишем картину, которая сейчас задана штрихами. Тогда станет понятней и механизм государственного регулирования пенсионного рынка.

- Лицензии по-прежнему будет подписывать Починок?

- Да. Госрегулятор прописан в законе о лицензировании. Это Минтруд. Роль инспекции я бы определил как аппарат для подготовки и принятия решения министерством.

- Сейчас на рынке работает около трех сотен фондов. Какова доля мертвых и что вы собираетесь с ними делать?

- Действующих фондов 287, и все они живые. Они живут, отчитываются.

- Они могут отчитываться, но не вести реального бизнеса.

- У них есть отчеты, в этих отчетах есть цифры, показывающие движение по счетам. Критерии мертвый - живой здесь не совсем подходят. Скорее надо говорить об эффективно и неэффективно действующем фонде.

- Хорошо, сколько неэффективно действующих НПФ?

- Не могу ответить на этот вопрос, потому что в цели действующего регулятора он не входит. По крайней мере до сих пор. Эффективность будет контролироваться самим рынком путем слияний и поглощений, которые уже происходят, изменений в составе учредителей и т. п.

- Фондов станет меньше?

- Да какая разница, сколько их будет? 30 - хорошо. 3000 - тоже хорошо. Главное - чтобы они играли по установленным правилам. Но пока говорить о конкуренции на этом рынке бессмысленно - ее попросту нет.

- Вы так говорите, потому что более 70% рынка приходится на пять крупнейших фондов, а на резервы одного "Газфонда" приходится более половины резервов всех НПФ?

- Сложилось то, что сложилось. Делать с этим что-то искусственно не вижу смысла. Пока. Повторю: это наследство добровольной системы. Что будет по обязательному страхованию, посмотрим.

- Вы намерены что-то предпринимать для повышения прозрачности фондов? Ведь, чтобы выбрать НПФ и доверить ему обслуживание своих пенсионных накоплений, вкладчику зачастую негде взять даже самую общую информацию о его деятельности, не говоря уже о том, кто и на каких условиях будет управлять его деньгами. Статистика же о деятельности фондов публикуется инспекцией с большим опозданием, и в результате даже продвинутый участник фонда не может сделать выбор в пользу того или иного НПФ или оценить правильность сделанного ранее выбора.

- Прозрачности фондов посвящено более половины закона (N 14-ФЗ "О внесении изменений в закон "О негосударственных пенсионных фондах", вступивший в силу в январе 2003 г. - "Ведомости"). Мы обязаны публиковать информацию о зарегистрированных фондах, участвующих в системе обязательного пенсионного страхования. Примерно то же самое говорится и в отношении других госрегуляторов, отвечающих за деятельность управляющих компаний и спецдепозитариев. Так что пенсионеры и участники фондов смогут получить всю необходимую для принятия решения информацию. Мы будем публиковать эти списки при любой динамике показателей деятельности фондов - как положительной, так и отрицательной. Я хочу, чтобы все всё знали. Эту позицию поддерживает и министр труда. Кроме того, в бюджетах некоторых министерств и ведомств, я имею в виду, в частности, Пенсионный фонд России, предусмотрены денежные средства на оповещение, информирование и т. д.

- Будет ли инспекция участвовать в пропаганде деятельности НПФ в рамках пенсионной реформы?

- Да. Деньги на рекламную кампанию дает Мировой банк, а проводить ее будет отобранное на конкурсе рекламное агентство. Госорганы же подключатся к кампании в рамках своей компетенции. Но сейчас эта кампания стала одним из больных вопросов. С "Михайловым [и партнерами"] расстались. Объявлен новый тендер. Мне все равно, кто его выиграет, но мне абсолютно не все равно, как и насколько полно будет информироваться население. Поэтому мы твердо намерены посодействовать в любых начинаниях, которые касаются прозрачности рынка, PR, разъяснения и прочей информационной работы. Чем прозрачнее рынок, чем понятнее правила игры, участники, система гарантий, порядок инвестирования, уровень доходности, тем меньше головной боли у регулятора.

- Кстати, по поводу инвестирования. Инспекция до сих пор не утвердила порядок инвестирования пенсионных резервов. Когда он появится?

- Это будет сделано в те сроки, которые установит правительство в своем постановлении. Пока этого документа еще нет. Могу сказать только, что порядок инвестирования изменится в соответствии с требованиями нового законодательства, которое серьезно изменило требования к структуре инвестиционных портфелей НПФ.

- Как, по вашему мнению, должен выглядеть идеальный инвестиционный портфель НПФ? Какую доходность он должен обеспечивать?

- Идеальный портфель прописан в законе. Лучше портфеля и не придумаешь. Что касается доходности НПФ, то я считаю ее вполне достаточной для той функции, которую фонды выполняют. Они не могут и не должны быть сверхприбыльными ни для участников, ни для учредителей. Фонды должны быть как можно менее рискованными. Это особая форма некоммерческой организации. Но поскольку при этом они все-таки являются рыночными структурами, их доходность должна быть более привлекательной, чем доходность вложений Пенсионного фонда. Вот эту задачу им необходимо решать. Гнаться за доходностью паевых инвестиционных фондов и любых других коммерческих организаций для НПФ нет совершенно никакого смысла. Это повышает риски. У них другая миссия - формировать пенсионные накопления и выплачивать пенсии. Более чем достаточно, если их доходность будет превышать инфляцию.

- Не получится ли так, что в погоне за пенсионными накоплениями будет похоронен рынок добровольного пенсионного страхования? Инспекция, сконцентрировав свои усилия на участии НПФ в пенсионной реформе, может оставить без внимания этот вид их бизнеса?

- Нормативные акты инспекции, касающиеся добровольного страхования, никто не отменял, и пока они не нуждаются в изменениях. Само направление будет не просто существовать, а активно развиваться. Его доля, конечно, будет сокращаться за счет появления обязательного пенсионного страхования, но включение НПФ в систему только подтолкнет развитие добровольного пенсионного обеспечения, ведь при этом повышается надежность институтов, увеличивается степень доверия населения. Фонды станут крупнее, привлекательнее для людей.

- А режим налогообложения? Вы считаете его справедливым?

- Экономически показано, что от схемы ЕЕТ (налогообложение только на выходе, когда подоходным налогом облагаются пенсионные выплаты. - "Ведомости") выигрывают все: и участники, и вкладчики, и фонды, и государство. С точки зрения финансово-экономического обоснования такая схема выглядит более желательной. Она эффективней. Так бы я сказал.

- Намерен ли регулятор форсировать внесение поправок в Налоговый кодекс?

- В ближайшие месяца два мы не будем выходить в правительство по вопросам изменения налогообложения. Сейчас для нас самое главное - запустить ту работу, в результатах которой рынок очень нуждается.

БИОГРАФИЯ: Вячеслав Батаев родился в 1966 г. в г. Сургуте. В Москву приехал в 1987 г. Окончил экономический факультет МГИМО. В 1991 - 2000 гг. работал в различных кредитных и финансовых учреждениях. С 2000 г. до назначения руководителем Инспекции НПФ - советник министра труда.

Елена Мязина, "Ведомости"

comments powered by Disqus