Смена власти на пенсионном рынке

Вчера правительство выпустило распоряжение о назначении нового главы Инспекции негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Как и предсказывал Ъ 21 марта 2003 года, им стал советник министра труда Вячеслав Батаев. Его главная задача – ужесточить контроль над пенсионным рынком. Ему придется в сжатые сроки ликвидировать большую часть НПФ и дать оставшимся фондам доступ к пенсионной реформе.

Вчера правительство провело ключевые для пенсионного рынка кадровые перестановки. Согласно распоряжению правительства #545-Р, глава Инспекции НПФ при Минтруде Владимир Мудраков "освобожден от занимаемой должности в связи с переходом на новую работу" (см. Ъ от 21 марта). Его преемником, согласно распоряжению Михаила Касьянова, назначен Вячеслав Батаев, который на протяжении нескольких лет был советником министра труда, а до этого осуществлял почвоведческую экспертизу.

Пенсионный рынок ожидал смены главы своего регулятора более года. Дело в том, что Александр Починок неоднократно высказывал недовольство своим подчиненным, обвиняя его в излишней мягкости. По словам правительственных чиновников, на Владимира Мудракова "оказывалось постоянное давление". Он не выдержал и в начале марта подал заявление об отставке, одновременно официально попрощавшись с рынком. "Не полгода, не год, а два у нас с министром длилось противостояние,– заявил тогда господин Мудраков.– Но могу сказать, что лучше самого регулятора никто не знает, как жестче. Из-за конфликтов и неопределенности ушла треть инспекции. Но незаконными способами разрушать ее невозможно. Честь имею!" После чего Владимир Мудраков на службе почти не появлялся.

Теперь контроль над пенсионным рынком должен кардинально измениться. Дело не только в позиции министра Починка. В январе Владимир Путин подписал закон, допускающий НПФ к пенсионной реформе. Частным фондам позволено разрушить монополию Пенсионного фонда России (ПФР), сложившуюся еще в советские времена. И с 2004 года НПФ смогут привлекать клиентов из государственной пенсионной системы.

Между тем ситуация на самом пенсионном рынке не утешительная. Так, 87% активов всего рынка сконцентрировано в первой "двадцатке". На остальных же участников рынка (а их 284) приходится оставшиеся 13%. При этом лишь единицы НПФ имеют филиальную сеть, развитую систему продаж – а без соблюдения этих условий фонды вряд ли смогут занять устойчивые позиции на новом рынке. Поэтому за ближайшие полгода предстоит создать иную инфраструктуру рынка. Мелкие фонды, которых сейчас на рынке большинство, должны быть ликвидированы. Новый закон выдвигает требования, которые заставят фонды либо укрупняться, либо консолидироваться. На данный момент новым требованиям соответствуют лишь 17 НПФ. "Нужен жесточайший контроль,– заявил Ъ Александр Починок.– Мелкие фонды десятками придется убирать с рынка".

В том, что именно господин Батаев займет кресло пенсионного инспектора, не сомневался никто. На рынке его называют выходцем из бизнеса и говорят, что этот человек обладает суровым нравом. "У него достаточно жесткий характер для того, чтобы провести линию, которую наметил новый закон и на которой настаивает правительство",– считает председатель Профессиональной лиги НПФ Игорь Горюнов.

Вячеслав Батаев: НПФ не могут и не будут существовать как фонд ради фонда

– Изменится ли политика регулирования пенсионного рынка в связи с назначением вас на должность руководителя Инспекции НПФ?

– Изменится. Но все перемены будут происходить в контексте нового законодательства, которое было принято в начале этого года. Оно допускает НПФ к пенсионной реформе – они смогут работать в рамках обязательного пенсионного страхования. Фонды таким образом получили государственный заказ. Они выиграли его у не менее достойных участников финансового рынка. Теперь, коль скоро они выполняют госзаказ, требования к фондам должны быть повышены. А качество контроля принципиально изменено. Нормы нового закона ставят совершенно иные задачи перед НПФ. Миссия госрегулятора, на мой взгляд, должна заключаться в создании в России лучшего негосударственного пенсионного обеспечения. Такую задачу мы ставим на ближайшие пять лет. Аналогичную задачу я предложил бы всему пенсионному сообществу. Фондам предстоит создать мощную инфраструктуру рынка. А сейчас она только начинает формироваться. Речь идет о добровольном пенсионном обеспечении, обязательном пенсионном страховании, а также, возможно, об участии НПФ в создании и деятельности профессиональных пенсионных систем.

– Вы считаете прежнюю систему контроля слишком мягкой?

– Нет. Просто контроль со стороны прежнего состава Инспекции НПФ соответствовал требованиям, которые еще недавно предъявлялись к НПФ со стороны государства, участников НПФ и финансового рынка. Сейчас требования стали существенно выше, а потому качество и уровень контроля должны быть соответствующими.

– Что вы подразумеваете под соответствующим уровнем контроля?

– Баланс и адекватность – ключевые слова в определении контроля в моем представлении. В течение ближайших лет мы будем соблюдать баланс: требования должны соответствовать уровню. Чем больше требований будет предъявляться к фондам, тем сильнее будет контроль. Чем больше денег придет в фонды, тем более контроль будет адекватен этим потокам. Прозрачность деятельности НПФ должна соответствовать объемам рынка. И если потребности рынка ограничатся 30 фондами, значит, так тому и быть. Если же рынок придет к тому, что для реализации поставленных целей необходимо, скажем, 3 тыс. фондов, значит, они будут создаваться. Ведь мы сейчас живем в условиях, приближенных к условиям рыночной экономики. НПФ не могут и не будут существовать как фонд ради фонда. Это самостоятельное юридическое лицо с определенными расходами. Несмотря на то что фонды – некоммерческие организации, это прежде всего рыночные структуры. И фонды как минимум должны быть самоокупаемыми – это вопрос экономической целесообразности. Если создание фонда будет требовать от учредителя неоправданных расходов, такие фонды будут закрываться.

– Большая часть рынка концентрируется в первой двадцатке фондов, а на оставшиеся 260 фондов приходится лишь пятая часть рынка. Вы намерены регулятивными методами изменить ситуацию?

– Данная ситуация полностью соответствует действующему законодательству и реалиям финансового рынка. Поэтому она вполне естественна. Мелкие фонды получили лицензии на законных основаниях. Однако новый закон диктует другие правила игры. Для того чтобы они заработали, нужно принять более 30 нормативных актов. Мы сейчас будем заниматься их разработкой и проведением в правительство. Когда работу над законом можно будет считать завершенной, станет ясно, каким будет пенсионный рынок. Сейчас все органы госрегулирования двигаются в направлении укрупнения структуры подконтрольных рынков. Мы будем придерживаться такой же цели.

comments powered by Disqus