Рынок

Евгений Гонтмахер: А почему бы пенсионеров не сделать совладельцами Газпрома?!

Евгений Гонтмахер, руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН: А почему бы пенсионеров не сделать совладельцами Газпрома?!

- Евгений Шлемович, в президентском Послании обещано, что пенсии за три года вырастут аж на 65%. Значит, пенсионеры наконец-то почувствуют себя обеспеченными людьми?

- Эта цифра действительно впечатляет. Но давайте разбираться. Средняя зарплата по стране за этот период возрастет еще больше - не менее чем на 75%. Поэтому недовольство пенсионеров останется - получать они будут все меньше и меньше по отношению к среднему заработку. Сейчас, напомню, это соотношение упало уже до неприличных 25%. Поэтому, с одной стороны, рост пенсий на 65% - это хорошо, а с другой - этого недостаточно, чтобы пожилые почувствовали себя обеспеченными. Нужны дополнительные меры, чтобы их уровень жизни перестал отставать от положения тех, кто работает!

- А где денеги взять? В Пенсионном фонде и так дефицит... даже не хватает денег на то, чтобы купить бытовую химию.

- А дело не только в пенсиях. Например, на доходы от размещения той части Стабфонда, которую вкладывают в иностранные ценные бумаги, всем нуждающимся в уходе на дому пенсионерам и инвалидам бесплатно предоставить услуги сиделок, медсестер. Или доплачивать поликлиникам за медицинскую помощь старикам. Может быть, тогда там начнут к ним по-человечески относиться и назначать все необходимые процедуры.

- И этих денег хватит?

- В нашем Стабфонде к концу 2007 года будет не менее 3 триллионов рублей. Если взять очень скромную доходность - 5%, получится 150 миллионов. Делим на 37 миллионов пенсионеров. Получается 4 тысячи рублей в год. Это больше, чем средняя месячная пенсия. Для здравоохранения это очень хорошие деньги.

А почему бы нам не сделать пенсионеров акционерами госкомпаний? Например, у государства есть немаленький пакет акций Газпрома. Можно определить условие: пенсионер не получает на руки эти акции, не может их продать, оставить в наследство, но дивиденды от них идут ему. Полезные ископаемые - народное достояние, кто как не пенсионеры должны быть их совладельцами? Компаний, где государство имеет пакет акций, сейчас много.

- Идея красивая. Но боюсь, что все, кроме пенсионеров, воспримут ее в штыки - дескать, где это видано такое?!

- А где это видано, чтобы в стране, купающейся в нефтяных и газовых деньгах, пенсионеры так бедно жили?!

- Почему в Послании отдельно идет речь о северных пенсионерах?

- Суть проблемы вот в чем. Если человек работал, вышел на заслуженный отдых на Севере и продолжает там жить, то базовая часть его пенсии увеличивается на местный районный коэффициент. Ощутимая прибавка. Но если пенсионер выезжает с Севера, то эта прибавка теряется. Теперь, видимо, эта ситуация улучшится. Напомню, президент поручил правительству принять решение, которое позволяло бы «сохранить большую часть начисленной ранее пенсии».

- Можно ли теперь считать, что положен конец дискуссиям о повышении пенсионного возраста?

- Хочется в это верить. Ведь президент сказал, что увеличивать пенсионный возраст не надо. У нас и так очень низкая продолжительность жизни. Повысив пенсионный возраст, мы увеличим количество малообеспеченных. Ведь большинство нынешних работающих пенсионеров потеряют в доходах, и все равно придется помогать как бедным.

- Много вопросов вызвало обещанное президентом удвоение добровольных пенсионных вложений.

- Вопросов действительно возникает масса. Путин назвал это «пенсионным капиталом». Речь идет о добровольных деньгах, которые вы можете отложить на старость. То есть они будут дополнением к накопительной, базовой и страховой частям пенсии.

- Как это будет происходить на деле?

- Вы самостоятельно относите на свой счет, допустим, тысячу рублей каждый месяц. Государство прибавляет к вашей тысяче еще одну тысячу - удваивает ваш пенсионный капитал. Сейчас правительство определяет максимальную сумму, которую государство готово удвоить. Предположительно это 18 - 20 тысяч в год.

- То есть человек не сможет отложить, например, 100 тысяч рублей и ожидать, что государство сделает из них 200 тысяч?

- Именно так. Правительство рассчитывает максимальный размер годового взноса гражданина, который можно будет удвоить за счет казны.

- И какова же может быть прибавка к пенсии?

- По нашим расчетам (см. график. - Ред.), выходит чуть больше 3 тысяч рублей в месяц. В настоящее время это размер средней пенсии. В принципе неплохо. Если бы сейчас платили пенсию не 3 тысячи в среднем, а 6 тысяч, бедных пенсионеров у нас было бы гораздо меньше. Но кардинально их положение бы не улучшилось. Достойная пенсия должна все же обеспечиваться через обязательное пенсионное страхование. А добровольные взносы не могут быть всеобщей палочкой-выручалочкой.

- Мы с вами рассчитали прибавку для молодого человека. Будет ли старшее поколение иметь возможность накапливать самостоятельно на пенсию?

- Путин не сказал ни о каком возрастном ограничении на получение пенсионного капитала. Но как быть человеку, которому сейчас 45, 50 лет, которому до пенсии осталось всего ничего. За это время он успеет скопить в лучшем случае 15 - 20 процентов прибавки к основной пенсии. Тоже неплохо, но ситуации не меняет. К тому же люди старше 1967 года рождения не вошли в пенсионную реформу и у них нет накопительной части пенсии. Получается, у людей старшего возраста меньше шансов заработать себе хорошую пенсию, они опять в проигрыше.

- Вот у нас уже получилось, что пенсионный капитал не для всех может быть полезен...

- То-то и оно. Но есть еще один нюанс, тысяча рублей - ваши личные деньги, которые вы самостоятельно относите на счет. При заработке в тысячу долларов вы себе еще можете это позволить. А если вы учитель, который получает 6 тысяч рублей, у вас еще и семья? Эта тысяча расписана до копейки на текущие расходы. А нести 100 рублей, чтобы государство положило на них еще 100 рублей, какой смысл? Получается, что для работников, которым в наибольшей степени необходима финансовая помощь в обеспечении будущей пенсии, система оказывается недоступной. Человек со средним достатком и выше, конечно, может отдавать и по две тысячи в месяц. Но зачем? Сейчас куча более выгодных инструментов инвестирования, которые приносят большую доходность.

- А есть другое решение этой проблемы?

- Нужна адресная программа. Например, для бюджетников на 100 рублей накидывать тысячу. Работодатели в частных компаниях нередко перечисляют своим сотрудникам деньги в негосударственные пенсионные фонды. И эти люди, выйдя на заслуженный отдых, получат хорошую прибавку к пенсии. А у бюджетников работодатель - это государство, оно и должно заботиться.

- А куда же будет идти этот пенсионный капитал?

- Это тоже остается загадкой, которую должно разрешить правительство. Есть негосударственные пенсионные фонды (НПФ), где хранятся добровольные взносы граждан на старость. Сейчас в НПФ копят деньги почти 6 миллионов граждан. Но в основном туда перечисляют средства частные фирмы за своих работников. Тех, кто самостоятельно идет и открывает себе счет в НПФ, - единицы. Предположим, я отношу свою тысячу рублей именно в НПФ. А вот государство вряд ли отправит в НПФ обещанную мне тысячу - фонд ведь частный! Если же взносы будут делаться в государственный Пенсионный фонд, непонятно каким образом: с взносами физических лиц, вносимыми «налом», он работать не может.

Если эти деньги будут присоединяться к накопительной части пенсии, опять проблема. У людей старше 1967 года, их десятки миллионов, накопительного счета нет. Получается, Пенсионному фонду придется им эти счета открыть. Остается куча непонятных моментов, среди которых и доходность этих вложений.

- А когда система с удвоением пенсионных взносов должна заработать?

- По идее с 1 января 2008 года. У правительства достаточно времени, чтобы продумать механизм и принять закон. При этом надо понимать: малейший сбой - и вся идея может быть загублена. Например, если для того, чтобы сделать взнос, нужно будет обойти кучу инстанций и заполнить массу бумаг. У работающих людей просто нет на это времени.

comments powered by Disqus