Эффективность пенсионной системы зависит от ее способности поддерживать достойный уровень жизни пенсионеров. Важным является показатель замещения страхуемого заработка (дохода), получаемого до назначения пенсии, который характеризует относительный уровень пенсионного обеспечения. В России он определяется как отношение среднего размера пенсии к средней начисленной заработной плате.
Международные стандарты предусматривают достижение индивидуального коэффициента замещения не в среднем, а для «типичных получателей пенсий». Так, в соответствии с Европейским кодексом социального обеспечения размер пенсии «типичного получателя», не имеющего иждивенцев, должен составлять не менее 50% заработка при наличии 40-летнего стажа, а размер пенсии «типичного получателя», имеющего иждивенцев – не менее 65%..
Европейская социальная хартия, подписанная Россией в 2000 году, (сомнительно, что она может быть ратифицирована в обозримой перспективе) предписывает, что «пожилым людям должны предоставляться средства достаточные для того, чтобы позволить им оставаться полноправными членами общества максимально возможное время. Средства должны позволить им вести достойную жизнь и играть активную роль в публичной, социальной и культурной жизни».
Следующая таблица характеризует изменения среднемесячной начисленной номинальной заработной в стране, исчисляемой и регулярно публикуемой Росстатом, и среднего размера назначенных пенсий.
Среднемесячная начисленная заработная плата и среднемесячная назначенная пенсия
Год | Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, руб. | Темпы роста зара-ботной платы | Средний размер пенсии по старости, руб. | Средний размер пенсии (все типы), руб. | Темпы роста пенсии | Коэффициент замещения, | ||
(4) | (5) | (4/2) | (5/2) | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1997 | 950,2 | - | 284,78 | 259,98 | - | - | 29,9 | 27,3 |
1998 | 1051,0 | 1,11 | 379,34 | 336,63 | 1,33 | 1,29 | 36,0 | 32,0 |
1999 | 1522,6 | 1,45 | 491,38 | 434,67 | 1,30 | 1,29 | 32,2 | 28,5 |
2000 | 2223,4 | 1,46 | 853,55 | 743,35 | 1,73 | 1,71 | 38,3 | 33,4 |
2001 | 3240,0 | 1,46 | 1210,66 | 1042,29 | 1,42 | 1,40 | 34,6 | 32,2 |
2002 | 4360,0 | 1,35 | 1337,2 | 1,28 | 30,6 | |||
2003 | 5499,0 | 1,26 | 1637,0 | 1,22 | 29,7 | |||
2004 | 6823,0 | 1,24 | 1915,0 | 1,17 | 28,0 | |||
1997-2004 гг. | 7,18 | 7,37 | ||||||
01-02.2005 | 7479,0 | 2027,3 | 27,1 |
В таблице 1 приведены данные о средних размеров всех типов пенсий и пенсий по старости, которые более соответствуют средним размерам пенсий «типичного получателя».
За период с 1997 по 2004 гг. вроде бы впечатляющие темпы роста и средней начисленной заработной платы в стране и средних назначенных пенсий – более, чем в 7 раз. Однако низкий коэффициент замещения пенсии практически не изменился, хотя и подвергался определенным, хаотичным колебаниям, в которых отсутствует логика.
Были ли ресурсы в пенсионной системе, для того, чтобы сделать процесс роста пенсий целенаправленным и необратимым? Да, были. Данные следующей таблицы наглядно демонстрируют, что определенная Федеральным законом № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» так называемая «среднемесячная заработная плата», а также другие ограничения, позволили «на законных основаниях» занизить темпы роста пенсий, одновременно накапливая дополнительные ресурсы для грядущей пенсионной реформы.
Параметры пенсионной системы в период действия Закона № 113-ФЗ
Год | Средне-месячная заработная плата. - Фр, руб. |
Начисленная номинальная средне-месячная заработная плата Фн, руб. |
Отношение расчетной к начисленной средне-месячной заработной плате - Фр/Фн, % |
Коэффициент сбора ЕСН, (взносов) - Ксб, % |
Фр = Ксб х Фн | Профицит бюджета ПФР (переходящий остаток средств на 01.01.), млрд. руб. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1998 | 652 | 1051,0 | 62% | 78,6% | 826 | 3,0 |
1999 | 964 | 1522,6 | 63% | 95,4% | 1453 | 8,1 |
2000 | 1355 | 2223,4 | 61% | 95,6% | 2126 | 98,3 |
2001 | 1644 | 3240,0 | 51% | 94,1% | 3049 | 115,6 |
Утверждаемая Правительством среднемесячная заработная плата, которая рассчитывалась Минтруда России и ПФР обратным счетом, т.е. на основании реально собранных средств, была существенно ниже начисленной номинальной заработной платы, утверждаемой Госкомстатом (столбцы 2 и 3 соответственно), на которую подлежали начислению и уплате взносы (ЕСН). Попытки внести в Закон № 113-ФЗ изменения и использовать в расчетах среднемесячную начисленную номинальную заработную плату оказались безуспешными. ПФР публиковал весьма высокие коэффициенты сбора ЕСН (взносов), уплаченных на начисленный фонд оплаты труда (столбец 5). Поэтому более реальна и правдоподобна среднемесячная заработная плата, представленная в столбце 6, а не в столбце 2.
Второй этап скатывания, снижения коэффициента замещения, причем ускоренными темпами, начался после начала Пенсионной реформы. Согласно новому пенсионному законодательству страховая часть трудовой пенсии подлежит периодической индексации в течение года в зависимости от темпов инфляции, а затем «вдогонку», с 1 апреля следующего года производится так называемое дополнительное увеличение страховой части трудовой пенсии, которое учитывает темпы роста заработной платы в стране за прошедший год. Следующая сетка 3 дает представление об индексации страховой части трудовой пенсии, проведенной за период после начала реформ.
Индексация страховой части трудовой пенсии
Периоды индекса-ции | Индексация страховой части трудовой пенсии | Трудовая пенсия | Номинальная заработная плата | ||||
Средний размер, руб. |
В т.ч. страховая часть | Темпы роста | По состоянию | Размер, руб. |
По отношению к соответ-ствующему периоду предыдущего года | ||
2002 год | |||||||
На 31.12.01 | - | 1137,97 | - | - | За 2001 г. | 3240 | |
С 01.02.02 | 1,065 | 1242,87 | На 01.02.02 | 4519 | 1,377 | ||
С 01.08.02 | 1,090 | На 01.08.02 | 3760 | 1,223 | |||
За год | 1,161 | 1433,12 | 881,58 | 1,259 | 4360 | 1,346 | |
2003 год | |||||||
С 01.02.03 | 1,060 | На 01.02.03 | 4696 | 1,271 | |||
С 01.04.03 | 1,126 | 1752,00 | На 01.04.03 | 4986 | 1,243 | ||
С 01.08.03 | 1,080 | На 01.08.03 | 5615 | 1,228 | |||
За год | 1,289 | 1736,86 | 1090,06 | 1,212 | 5499 | 1,261 | |
За два года | 1,497 | 1,526 | 1,697 | ||||
2004 год | |||||||
С 01.04.04 | 1,090 | ||||||
С 01.08.04 | 1,0628 | 2195,00 | |||||
За год | 1,1644 | 2006,50 | 1290,24 | 1,155 | 6823 | 1,241 | |
За три года | 1,743 | 1,763 | 2,106 |
За три года пенсионной реформы коэффициент индексации страховой части трудовой пенсии составил вроде бы впечатляющую величину - 1,743. Т.е. страховая часть трудовой пенсии возросла на 74,3%. Базовая часть трудовой пенсии за этот период возросла на 46,7%. Темпы роста суммарной средней трудовой пенсии равны 76,3% - по отношению к трудовой пенсии по состоянию на 31 декабря 2001 года.
Однако начисленная номинальная средняя заработная плата за этот же период выросла более чем в два раза – на 211%. Из этого следует, что темпы роста страховой части трудовой пенсии существенно ниже темпов роста начисленной заработной платы в стране. Еще в большей степени отстает рост средней пенсии. Почему так происходит? Законодательно введено понятие дохода ПФР, полученного в расчете на одного пенсионера, направляемого на выплату страховой части трудовых пенсий, т.е. понятие, аналогичное ранее использованному понятию «средняя заработная плата в стране», введенному Законом № 113-ФЗ. В следующей таблице4 отражены показатели, утвержденные постановлениями Правительства.
Показатели, используемые при индексации расчетного пенсионного капитала и страховой части трудовой пенсии
Год | Среднемесячная начисленная заработная плата в Российской Федерации | Доходы ПФР в расчете на одного пенсионера, направляемые на выплату страховой части трудовых пенсий | |
индекс роста | индекс роста | Размер, руб. год/месяц |
|
2001 | - | 5423,0/452,0 | |
2002 | 1,350 | 1,307 | 7088,0/591,0 |
2003 | 1,307 | 1,177 | 8343,0/695,0 |
2004 |
Из таблицы следует, что индекс роста доходов ПФР в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий растет существенно более медленными темпами, чем индекс среднемесячной начисленной заработной платы в Российской Федерации. Почему так происходит? Ответ достаточно прост. В бюджетах ПФР на 2002-2005 гг. заложен дефицит средств, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии. Этот дефицит покрывался за счет ЕСН. Законодательно не определен порядок расчета индекса роста доходов ПФР на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии. Эта расчетная величина является результатом действия некоего «черного ящика».
Индекс роста среднемесячной начисленной заработной платы в Российской Федерации в 2004 году составил не менее 1,241. в 2004 году было проведено две индексации страховой части трудовой пенсии. Индекс роста составил 1,164. Видимо индекс роста дохода ПФР в расчете на одного пенсионера, направляемого на выплату страховой части трудовых пенсий ниже данной величины. Тем более что с 1 апреля 2005 года не проводилось дополнительное увеличение страховой части трудовой пенсии. Тем не менее, Правительство обязано опубликовать вышеприведенные индексы роста, т.к. помимо такого дополнительного увеличения производится и индексация пенсионного капитала.
В 2005 году в связи с резким снижением Единого Социального Налога с 14% до 6%, направляемого в бюджет ПФР, ситуация еще более усугубилась.
Стандарты индексации пенсии на Западе связаны в основном с ростом зарплаты, но по мере того, как рост зарплат стал стабильным, его связывают с индексом инфляции. На Западе эти цифры различаются незначительно. У нас пока зарплата растет более высокими темпами, чем инфляция, где-то порядка на 20-30% в год. Хотя и наметилась тенденция к снижению темпов роста, по мнению специалистов, из-за чрезмерного роста Стабилизационного фонда, который блокирует роста заработной платы.
Таким образом, отставание роста средней пенсии от роста среднемесячной номинальной заработной платы в стране, заложенное в самом механизме, ведет к нарастающему откату от международных требований и стандартов. Если такой механизм как-то обеспечивает пенсионные выплаты, возникает соблазн снизить налоговое бремя. Что и было сделано. Но такие скачки финансового напряжения всегда мощно ударяют по любой системе. Снижение отчислений в Пенсионный фонд на 8% привело к тотальному дефициту бюджета ПФР – дефициту средств на выплату не только страховой, но и базовой части трудовой пенсии. В этой ситуации исчисление доходов ПФР в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий является очередным лукавством.
Законодательство устроено так, что финансовые потоки можно произвольно менять. В пенсионном законе есть оговорка, что если появляются излишки в базовой части, то они могут направляться на выплату страховой части трудовой пенсии. Три года эти излишки были и переливались, но при расчете душевого дохода, скорее всего, не учитывались. Деньги шли на выплату страховой части трудовой пенсии, а реально при расчете они не учитывались, а значит, и при индексации, что и вело к отставанию.
Сейчас начинается третий этап - более стремительный, связанный с тем, что из-за резкого снижения целевых финансовых поступлений в бюджет Пенсионного фонда, ростом отвлекаемых пенсионных накоплений, текущие поступления все в большей степени не обеспечивают текущие выплаты пенсий. Федеральный бюджет вынужден изыскивать средства на покрытие дефицита бюджета ПФР. В такой ситуации про адекватную индексацию можно забыть.
Вся эта ситуация стимулирует теневую экономику?
Я не знаю, что она стимулирует, во всяком случае, не уплату взносов при ожидаемой будущей пенсии, существенно ниже 30% заработной платы. Но механизмы индексации сделаны таким образом, что неизбежно отставание роста средней пенсии от средней начисленной заработной платы. Прозрачный механизм обеспечивает это автоматически. Увеличилась зарплата, увеличивается пенсия. Индексация должна быть проведена так, чтобы рост пенсий не отставал от роста заработной платы в стране, поскольку источником средств, используемых на пенсии, является определенный процент от зарплаты. Отвлечение значительных финансовых ресурсов на накопительную часть будущей трудовой пенсии также повлекло за собой недостаток средств на текущие пенсионные выплаты - их ничем не заместили. Снятие пенсионных накоплений у так называемых 2%-ников (родившихся до 1967 года) прибавило 42 млрд. рублей на выплаты страховой части текущих пенсий. Но этого явно недостаточно для того, чтобы у пенсионеров текущий размер пенсии не падал. Совокупность всех этих обстоятельств ведет к тому, что неизбежно и неуклонно снижается средний размер пенсии и коэффициент замещения. Считается, что не в столь уж отдаленном будущем он упадет до 10-12%.