Рынок

Сергей Харламов: "Бессилие регулятора угнетает"

В октябре был подписан указ об упразднении регулятора пенсионного рынка – инспекции негосударственных пенсионных фондов. Ее функции перешли к Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР). По мнению экспертов, вместе с этим частные пенсионные фонды будут со временем превращены из социальных институтов пенсионного обеспечения в полноценных участников финансового рынка. О планах нового регулятора пенсионных фондов рассказал заместитель руководителя ФСФР России Сергей Харламов.

В октябре был подписан указ об упразднении регулятора пенсионного рынка – инспекции негосударственных пенсионных фондов. Ее функции перешли к Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР). По мнению экспертов, вместе с этим частные пенсионные фонды будут со временем превращены из социальных институтов пенсионного обеспечения в полноценных участников финансового рынка. О планах нового регулятора пенсионных фондов в интервью "Деньгам" рассказал заместитель руководителя ФСФР России Сергей Харламов.

– В этом году частные пенсионные фонды были допущены к обязательному пенсионному страхованию, а соответствующие разрешения получил 81 НПФ. Все ли фонды реализовали свое участие в этом проекте?

– Окончательные цифры по количеству заключенных НПФ договоров пока не назову: часть документов до сих пор находится в пути. Однако известно, что поступило 253 тыс. заявлений от граждан о переводе пенсионных накоплений в пользу 38 НПФ. К нам, в свою очередь, поступили уведомления о заключении более 218 тыс. договоров. Остальные 43 НПФ предпочли в этом году не выходить на этот рынок. Их позицию можно объяснить. Дело в том, что граждане могли выбирать НПФ или управляющие компании до 1 октября. Из-за сложностей с инфраструктурой и пробелов в нормативной базе фонды смогли приступить к заключению договоров за неделю до окончания сроков выбора. Понятно, что за это время было невозможно привлечь значительное число граждан. Многие НПФ посчитали издержки: оформление одного договора обходится НПФ более чем в 500 рублей. Эти суммы окупаются лишь при условии ведения порядка 80-100 тыс. счетов. Не все НПФ пошли на такие риски. Вместе с тем многие крупные фонды получали разрешения на участие в пенсионной реформе только ради имиджевой составляющей, поэтому в лидерах по собранным заявлениям много фондов, которые не входят в число крупнейших.

– Тем не менее на рынок обязательного пенсионного страхования попытались выйти региональные фонды средней руки, в пользу некоторых из них поступило меньше ста заявлений. Можно ли эффективно инвестировать такие маленькие суммы, не нарушая закон?

– В прошлом году аналогичная ситуация сложилась с управляющими компаниями. Конкурс на право управления пенсионными средствами в прошлом году выиграли 55 компаний, однако всего лишь 700 тыс. граждан перевели свои пенсионные накопления в частный сектор. Так как управляющие компании по закону не имели права отказаться от управления даже незначительными суммами пенсионных накоплений, некоторым компаниям пришлось размещать суммы в несколько тысяч долларов. Об эффективном размещении таких средств с учетом специфики пенсионных вложений не может быть и речи. Ведь их нужно диверсифицировать по нескольким разрешенным классам активов, соблюдая при этом ряд жестких требований. В этом году мы учли этот негативный опыт. До 10 ноября в правительство будут внесены предложения по повышению эффективности инвестирования пенсионных накоплений. В этом документе предлагается, в частности, разрешить вкладывать пенсионные накопления в паи ПИФов. Это позволит безболезненно решить проблему размещения небольших сумм пенсионных накоплений, обеспечив им должную диверсификацию.

– По мнению участников рынка, часть проблем с инвестированием пенсионных накоплений связана с зарегулированностью этого процесса. Есть ли предложения, решающие эти проблемы?

– Мы предлагаем упростить процедуру инвестирования пенсионных средств в зарубежные активы, позволив размещаться непосредственно в корпоративные акции и облигации иностранных эмитентов, имеющих рейтинги ведущих агентств. Сейчас законодательство позволяет размещать пенсионные накопления в паи индексных зарубежных фондов. Требования к индексности, на наш взгляд, необходимо снять для того, чтобы сделать зарубежные вложения реализуемыми на практике. Кроме того, мы предлагаем повысить разрешенную долю вложений пенсионных средств в ценные бумаги одного эмитента до 10%. Действующая норма ограничивает долю одного эмитента в инвестиционном портфеле 5% и является основной причиной многочисленных нарушений при инвестировании пенсионных накоплений. Управляющие компании из-за ограниченного количества разрешенных бумаг вложились в них по максимуму. В итоге малейшее колебание фондового рынка приводит к нарушениям, спецдепозитарий фиксирует превышение разрешенных 5%. Помимо смягчения этой нормы мы предлагаем фиксировать нарушения, связанные с изменением структуры инвестпортфеля в связи с колебаниями фондового рынка, как несоответствия. На их устранение будет дан месяц. И наконец, обсуждается возможность разрешить размещать пенсионные накопления не только в бумаги, входящие в котировальные списки А1, но и в списки АА. А для этого необходимо искать стимулы для того, чтобы эмитенты входили в высшие котировальные списки.

– Пенсионные фонды обязаны инвестировать пенсионные накопления исключительно через управляющие компании. При этом известно, что многие УК принимают в управление суммы не меньше $1 млн. Смогут ли фонды размещать маленькие суммы самостоятельно?

– Мы до конца не решили этот вопрос, он дискутируется. Но не исключено, что НПФ смогут инвестировать накопления в ПИФы самостоятельно. Кроме того, к нам поступало много запросов о том, вправе ли НПФ размещать средства не только через уполномоченные управляющие компании. Мы внимательно изучили законодательство и выяснили, что запрета на работу с другими УК у фондов нет. Таким образом, НПФ смогут выбирать не только из 55 управляющих компаний, выигравших соответствующий конкурс Минфина. В данном случае риски по выбору управляющей компании берет на себя НПФ.

– ФСФР продолжает выдавать НПФ разрешения на деятельность по обязательному пенсионному страхованию, хотя пенсионные выборы в этом году завершены. Кроме того, проведение второго конкурса среди управляющих компаний запланировано на декабрь. Чем продиктованы эти меры?

– Нас никто не ограничивает по времени. Как только НПФ подают соответствующие документы на регистрацию своего участия в пенсионной реформе, мы рассматриваем их и выдаем разрешения. Эти фонды смогут уже сейчас проводить рекламные кампании и привлекать пенсионные накопления граждан в следующем году. То же самое смогут делать и управляющие компании, прошедшие новый конкурс. Требования к участникам конкурса по сравнению с прошлым годом существенно выросли. По нашим оценкам, статус уполномоченных получат еще две-три управляющие компании. Так что расширения списка уполномоченных компаний мы пока не ждем.

– Уже не раз заявлялось, что 55 управляющих компаний и около 90 НПФ, участвующих в пенсионной реформе, это чересчур много. Изменятся ли требования и к НПФ?

– Требования к пенсионным фондам определены законодательно. Что касается изменения законодательства, то, полагаю, коррективы нужно вносить по результатам участия НПФ в обязательном пенсионном страховании.

– Согласно Налоговому кодексу, НПФ, получив пенсионные накопления граждан от государственного пенсионного фонда, обязаны заплатить с этих сумм налог на прибыль. Таким образом, граждане, переводя деньги в частные фонды, теряют около трети средств. НПФ надеются на принятие поправок в Налоговый кодекс, которые разрешат это недоразумение. Есть ли перспективы принятия таких поправок?

– Сейчас в Госдуму внесены депутатские поправки, изменяющие ряд статей НК. В частности, предлагается не взимать налог на прибыль с пенсионных накоплений, поступивших в НПФ. Документ, на мой взгляд, имеет шансы быть принятым. Однако многое здесь зависит от позиции, которую займет Минфин. Как известно, прежде это министерство с осторожностью относилось к таким инициативам. Пока на внутриведомственных совещаниях удается договориться.

– Если поправки не удастся принять, многие фонды намерены компенсировать налоговые потери своих клиентов за собственный счет. Это возможно?

– На наш взгляд, это некорректная постановка вопроса. Средства страхового резерва и имущество для обеспечения уставной деятельности предназначены не для налоговых компенсаций, а для целей гарантирования выплат.

– Бывший регулятор пенсионного рынка инспекция НПФ выдвигала идею изменить правовой статус НПФ, сделав их коммерческими организациями. Вы поддерживаете эти планы?

– В этих предложениях, бесспорно, есть рациональное зерно. НПФ, управляя пенсионными накоплениями, должны развиваться инфраструктурно, потому что при управлении большими объемами средств существенно повышаются риски операционной деятельности. В частности, фонды должны иметь филиальную сеть, необходимое программное обеспечение и штат квалифицированных сотрудников. Все это требует инвестиций. Но НПФ – некоммерческие организации, и инвесторы не получают дивидендов и прибыли от средств, вложенных в развитие НПФ. Если изменить их статус, фонды станут более интересными для инвестиций. Но, на мой взгляд, этот вопрос можно решить и по-другому. Ряд крупных НПФ уже вывели операционную деятельность в специально созданные коммерческие организации – администраторы пенсионных счетов. Они аналогично специализированным депозитариям и регистраторам примут на себя операционную деятельность НПФ. Коммерческий статус администраторов позволяет сделать этот бизнес рентабельным.

– Более 80% активов всех действующих НПФ сконцентрировано в первой десятке фондов. Считаете ли вы это нормальным? Что собираетесь делать с "мертвыми" НПФ?

– Проблема "мертвых" фондов стоит чрезвычайно остро. Но регулятор пока вправе лишь приостанавливать лицензии НПФ, что не решает сути проблемы: нарушения некоторых фондов тянутся годами. Закон не позволяет нам применить к ним действенные меры. Сейчас мы пытаемся создать ряд судебных прецедентов по вопросу аннулирования лицензий НПФ – есть ряд вопиющих случаев. После этого мы намерены добиться права ФСФР аннулировать лицензии НПФ. Тут нужно вносить изменения в закон о лицензировании, который пока позволяет ФСФР лишь приостанавливать лицензии.

– Сколько фондов, по вашей оценке, нуждается в таких мерах?

– Я думаю, речь идет как минимум о трети рынка. Сегодняшнее бессилие регулятора тут угнетает, потому что цена вопроса может быть очень высокой.

comments powered by Disqus