Рынок

Внешэкономбанк станет "счастливым" обладателем самой консервативной декларации

Своим мнением о том, как участие в пенсионной реформе скажется на отечественной индустрии доверительного управления активами, поделился президент Национальной лиги управляющих Андрей Подойницын.

В начале сентября Минфин подвел итоги конкурса по отбору управляющих компаний, допущенных к управлению частью пенсионных накоплений россиян. В ближайшие месяцы миллионы наших сограждан примут важное для себя решение: передать свои накопления в доверительное управление частным компаниям или оставить их в распоряжении подконтрольного государству Внешэкономбанка. Своим мнением о том, как участие в пенсионной реформе скажется на отечественной индустрии доверительного управления активами, с "Фокусом" поделился президент Национальной лиги управляющих Андрей Подойницын.

- Как вы оцениваете итоги конкурса по отбору управляющих компаний?

- Конкурс прошел очень успешно. Отбор прошли 55 компаний, и вряд ли можно было желать большего.

- Теперь прошедшие конкурс управляющие компаний должны заключать договора с Пенсионным фондом России (ПФР). Эти договора будут единого образца и с едиными параметрами?

- Основное содержание договоров, по-видимому, будет одинаковым для всех компаний. Но инвестиционная декларация, которая должна фиксироваться в каждом отдельном случае, может различаться в рамках установленных законом ограничений. Это связано с тем, что у управляющих компаний разная инвестиционная стратегия, различные комиссионные за доверительное управление.

- На какие сроки предполагается заключать эти договора?

- Для всех компаний установлен единый срок: 5 лет с правом пролонгации до 15.

- Насколько инвестиционные декларации частных управляющих компаний будут похожи на недавно утвержденную правительством декларацию Внешэкономбанка?

- Внешэкономбанк, вероятно, станет "счастливым" обладателем самой консервативной инвестиционной декларации. Я полагаю, что инвестиционные декларации частных управляющих компаний будут иметь более высокий риск с перспективой получения более высокого дохода.

- В договорах между управляющими компаниями и негосударственными пенсионным фондами применяется оговорка о так называемой минимальной гарантированной доходности. Будет ли подобный пункт в договорах с ПФР?

- Будет такой пункт или нет, я утверждать не могу. Но с точки зрения управляющих компаний он выглядит довольно абсурдно. В отличие от банков, они не формируют резервов, у них нет соответствующей кредитным организациям системы нормативов. Управляющие компании работают с исключительно рыночными инструментами, гарантировать динамику стоимости которых невозможно. Конечно, я не сомневаюсь, что именитые управляющие компании не откажутся компенсировать потери какому-либо негосударственному пенсионному фонду, но гарантийных фондов, средства из которых можно направить на такие выплаты, сегодня просто не существует.

- Как повлияет на деятельность управляющих компаний перенос сроков окончания рассылки извещений ПФР?

- Это решение было ожидаемым. Например, лично я получил извещение ПФР только на прошлой неделе. По всей видимости, перенос окончания рассылки приведет к сдвижке срока, в течение которого застрахованные лица (будущие пенсионеры) будут иметь возможность выбрать управляющую компанию. Скорее всего россиянам позволят принять это решение в период до 1 декабря (по действующим правилам этот срок истекает 15 октября. - "Фокус").

- Вам не кажется, что, в очередной раз убедившись в неповоротливости государственной машины, даже те россияне, которые были готовы доверить свои средства частным управляющим компаниям, откажутся от этой мысли?

- По нашему опыту, значительная часть населения России сегодня слабо осведомлена о том, что происходит на ниве пенсионной реформы. Особенного пыла сотрудничать с частными управляющими компаниями у россиян нет и никогда не было.

- Когда управляющие компании начнут свои рекламно-информационные кампании?

- Я не думаю, что такие кампании проведут все отобранные на конкурсе управляющие компании, но крупнейшие сделают это совершенно точно. Речь идет скорее о просветительских мероприятиях, направленных на то, чтобы разъяснить суть происходящего и место управляющих компаний в пенсионной реформе. Например, несколько недель назад по Первому каналу показывали сюжет о пенсионной реформе, в котором были свалены в одну кучу негосударственные пенсионные фонды и управляющие компании. Этот пример показывает, насколько плохо разбираются в ситуации не то что простые граждане, но даже лица, которые должны хорошо владеть информацией и доносить ее до массового зрителя.

Мы направляли в Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства запрос о том, когда управляющим можно начинать рекламную кампанию, но ответа, к сожалению, до сих пор не получили. Здравый смысл подсказывает, что, несмотря на то что компании уже прошли квалификационный отбор, до заключения договоров с Пенсионным фондом России маркетинговые мероприятия разворачивать вряд ли разумно. Прогнозировать же срок окончания договорной кампании сегодня крайне сложно.

- В ходе конкурса отобрано более 50 компаний. Не приведет ли это к демпингу?

- Я так не думаю, потому что у управляющих компаний различаются исходные стартовые условия. Они отличаются по потенциалу рекламных бюджетов, возможности задействовать корпоративный и административный ресурс материнских и родственных компаний. Доверительное управление - это очень технологичная отрасль с понятной себестоимостью. Я сомневаюсь, что кто-либо решится пойти на демпинг в ущерб элементарным экономическим соображениям.

Другой вопрос, что все управляющие компании понимают: впрямую заработать на накопительной части пенсии в ближайшие годы не удастся. Средств, на которые можно претендовать в 2 - 3-летней перспективе, очень мало. Их объем станет существенным только через 7 - 10 лет. Есть оценки, что к 2010 г. на накопительную часть пенсии будет приходиться до $20 млрд. Это та сумма, за которую можно бороться и которая сулит хорошие деньги. Поэтому крупные компании сегодня эйфории не испытывают. Я, например, отношусь к той части бизнес-сообщества, которая связывает свое ближайшее будущее с закрытыми паевыми инвестиционными фондами и открывающимися в связи с ними возможностями развития венчурного финансирования.

- А какой объем средств в управлении должна иметь компания, чтобы работать с прибылью?

- Точка безубыточности управляющей компании находится в диапазоне $20 - 50 млн. На конкурсе же Министерства финансов нижней границей отбора компаний была планка в 100 млн руб. ($3,2 млн). Из прошедших отбор компаний активами на сумму более $20 млн управляют лишь 14.

- Получается, что далеко не все компании смогут эффективно управлять накопительной частью пенсий и будут вынуждены сойти с дистанции.

- Рынок, конечно же, произведет свою селекцию. Загадывать, сколько компаний останется "в строю", я бы не стал, потому что ситуация развивается очень динамично. В отрасль приходят новые крупные игроки, некоторые из них пока себя не проявили. С мнением, что на пенсионном рынке останется считанное число компаний, я не согласен. Динамика происходящих в отрасли процессов говорит за то, что реально работать будет не один, а может, и не два десятка управляющих компаний.

- То, что три четверти из отобранных Минфином компаний - московские, вас не настораживает. Смогут ли они эффективно обслуживать клиентов, находящихся в отдаленных от столицы регионах?

- Итоги конкурса отражают реальное положение дел в нашей отрасли. Но ситуация меняется довольно быстро. В регионах появляются местные управляющие компании, а столичные прилагают очень серьезные усилия, чтобы двинуться в регионы. Конечно, поначалу клиенты управляющих компаний по управлению накопительной частью пенсии будут главным образом из крупных городов и регионов, где представлены крупные корпорации и люди имеют некоторую склонность к коллективному инвестированию. Скажем, в Западной Сибири и на юге России сбережения населения растут очень быстро.

- Как управляющие компании предполагают информировать клиентов о результатах своей деятельности?

- По имеющимся традициям нашей отрасли в отношении паевых пенсионных фондов информировать будут об очень широком спектре параметров. Это и инвестиционная декларация, и структура инвестиционного портфеля, и динамика стоимости активов, и доходность. Конечно, речь не идет об именной почтовой рассылке - это очень дорого. Упор скорее будет сделан на общедоступные публичные источники.

- Вы, похоже, не сомневаетесь, что участие в пенсионной реформе пойдет на пользу индустрии управления активами?

- Я - оптимист. Конечно, хочется, чтобы пенсионная реформа была быстрой и непротиворечивой, чтобы в ее обсуждении было меньше демагогии. Мы хотим, чтобы речь шла о чисто технологических аспектах. Даже если речь идет о социальной ответственности, говорить нужно о конкретных механизмах обеспечения этой ответственности, отказавшись от популизма и пустых деклараций.

Динамика происходящих в отрасли процессов говорит за то, что реально работать будет не один, а может, и не два десятка управляющих компаний.

Валерий Вайсберг, Андрей Подойницын
Русский фокус

comments powered by Disqus