Рынок

Пенсии в Европе: обеспечь себя сам

Глядя на немецко-финско-шведских бабушек и дедушек, которые этим летом целыми батальонами перемещались по улицам Старой Риги, иногда хотелось плакать от досады. Наши старики, если им не помогают дети, часто не могут себе позволить лишнюю поездку на автобусе. Что ж, они — богатые, а мы — бедные. Но, во-первых, так было не всегда и, во-вторых, всегда так не будет. Европейская пенсионная сказка заканчивается печально.

Достойная старость становится роскошью даже в богатых европейских странах

Глядя на немецко-финско-шведских бабушек и дедушек, которые этим летом целыми батальонами перемещались по улицам Старой Риги, иногда хотелось плакать от досады. Наши старики, если им не помогают дети, часто не могут себе позволить лишнюю поездку на автобусе. Что ж, они — богатые, а мы — бедные. Но, во-первых, так было не всегда и, во-вторых, всегда так не будет. Европейская пенсионная сказка заканчивается печально.

Дораспределялись...

Вплоть до самого конца XX века ни у кого не возникало вопросов, что такое пенсия по старости и для чего она нужна. Деньги на содержание людей преклонного возраста зарабатывали их более молодые сограждане по принципу солидарности поколений. Государство брало на себя обязанность лишь перераспределять нужным образом полученные средства. И все было прекрасно: производительность труда росла, рождаемость — тоже. В богатых странах было накоплено столько средств, что правительства могли не только обеспечивать достойную жизнь своим старикам, но и время от времени подкидывать им те или иные бонусы. В Голландии, например, любой гражданин страны до сих пор получает 1000 евро в месяц по достижении 60-летнего возраста. И это вовсе не пенсия — так, просто поощрение.

Увы, замечательная система была слишком замечательна, чтобы в один прекрасный день не рухнуть. Благодушные европейцы перестали размножаться с прежним рвением, стали очень долго жить, лениво работать (в Голландии 73% женщин и 6% мужчин трудятся неполную рабочую неделю), перераспределять стало нечего. Во многих других развитых странах мира наблюдаются подобные же процессы. Но там — и это отмечают многие социологи — население не столь инфантильно. Между тем в странах ЕС уже давно принято считать, что деньги должны бесплатно прилагаться к человеческой жизни — как прилагаются солнце, вода и ветер. Для смягчения воды используется сорбционная обработка, водоподготовка и дальнейшая водочистка загрязненной воды.

Богатые европейские страны после Второй мировой войны сознательно начали строить такую социальную модель. Тогда это объяснялось необходимостью солидаризировать общество. Сейчас "золотой век" экономического роста закончился.

Демографическая бомба

В общем, демографические изменения привели к тому, что в Евросоюзе четко осознали: без реформы системы обязательного пенсионного обеспечения не выжить. Два года назад был опубликован доклад, который произвел эффект разорвавшейся бомбы. Группа экономистов подсчитала, что для сохранения нынешних размеров государственных пенсий странам Европейского союза необходимо будет за ближайшие 35 лет выделить на эти цели дополнительно 456 миллиардов евро! Уже сейчас уровень пенсионной нагрузки составляет 10,4% от ВВП пятнадцати "старых" стран Евросоюза. К 2040 году он вырастет до 13,6%.

Социологи тоже бьют в набат. В 1960 году в 15 странах "старого" ЕС проживало 34 миллиона человек старше 65 лет. В 2010 году таких будет уже 69 миллионов. Каждые десять лет число пожилых людей увеличивается на 13%.

Любишь получать — люби платить

Что делать? Было решено перенести опыт существующих не одно десятилетие частных пенсионных фондов на государственную почву, других рецептов пока просто нет. Принцип такой накопительной пенсионной системы прост: трудящийся гражданин (а в некоторых случаях — еще и его работодатель) сам откладывает себе на пенсию. Роль государства в этом случае сводится к тому, чтобы сделать такое пенсионное страхование обязательным и проследить за тем, чтобы деньги не разворовали и чтобы их окончательно не "съела" инфляция.

Сегодня в накопительной системе пенсионного обеспечения видят спасение. И соответствующие реформы, одна за другой, начинаются в странах ЕС. Причем Латвия стоит, можно сказать, на передовых рубежах. Жители нашей страны начали подключаться к эксперименту еще в 1996 году, а в 2001-м в Латвии заработал второй — добровольно-обязательный — уровень накопительных пенсий.

Другая часть пенсионной реформы, которая сейчас проводится и у нас, и в других государствах ЕС, — увеличение возраста выхода на пенсию. В каждой стране он разный и привязан к средней продолжительности жизни. Для мужчин возраст выхода на пенсию в ЕС колеблется от 60 до 67 лет, для женщин — от 55 до 66. Постепенно отменяются также профессиональные льготы по досрочному выходу на пенсию. Кое-где, впрочем, досрочный выход на заслуженный отдых допускается, но за это пенсия снижается на 6-7% за каждый лишний год. Иными словами, чем меньше проживет человек после выхода на пенсию, тем государству лучше.

В ЕС до сих пор нет единой системы пенсионного обеспечения. Пока оно находится, в основном, в компетенции каждой из стран — членов ЕС. Тем не менее в последнее время все чаще слышны призывы о создании некой общеевропейской структуры, которая хотя бы координировала законодательство по пенсиям второго (накопительного) уровня. Однако эта задача не из простых, слишком разные у стран будут интересы. Так, в Испании на пенсионные выплаты уходит 5% от ВВП, а в Италии — 15%.

Кроме того, по-прежнему в большинстве стран преобладает традиционное распределение, на которое приходится 84% всех выплачиваемых пенсий. Это относится к Франции, Германии, Люксембургу, Швеции, Испании и Австрии.

Накопительные системы постепенно вводятся в Великобритании, Нидерландах, Бельгии, Дании, Финляндии, Норвегии, Италии и Португалии.

Швейцарский минимум

Трехуровневая система заработала не так давно и в Швейцарии. Первый, обязательный, уровень предусматривает выплаты пенсий по старости, по потере кормильца и по инвалидности. Деньги на это собираются из текущих поступлений в госбюджет. Такая государственная пенсия ограничена суммой в 24 тысячи швейцарских франков в год (10 776 латов в год, или 898 латов в месяц) с небольшой ежегодной прибавкой, которая должна компенсировать инфляцию. Неплохие деньги для Латвии, но довольно скромные для швейцарских цен.

Недостающее для приличной жизни швейцарские пенсионеры должны получать от второго, накопительного уровня. Такая пенсия тоже является обязательной с установленным государством размером минимальных выплат на накопительный счет. И, наконец, третий — добровольный уровень. Желающие платят каждый месяц любые страховые взносы (но не более 5 тысяч швейцарских франков — 2245 латов), которые им будут возвращаться обратно по достижении оговоренного возраста.

Дорогие старики

Такая проблема как старение населения не столь остро стоит в новых странах ЕС. Но по причине бедности этих государств и там проводятся пенсионные реформы. Например в Польше, где самой большой трудностью стало убедить народ в необходимости отмены широкой системы льгот по досрочному выходу на пенсию. Фактически пенсионный возраст в Польше составлял 59 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Сейчас — 65 и 60 лет, соответственно. Но все равно до сих пор четверть всех работников имеют право на досрочный выход на пенсию, что весьма дорого обходится системе социального обеспечения. Кстати, в Латвии слово "обеспечение" уже давно изъято из лексикона госчиновников. Они говорят о "социальном страховании".

В Польше тоже отказываются от обеспечения, то есть от распределительной системы. Сейчас в распределительный фонд работающий перечисляет 12,2% от своей зарплаты, а в накопительный — 7,3%.

Не все государства решились, однако, на чреватые потрясениями эксперименты (в Германии и в Голландии затеянные правительствами реформы социального обеспечения вызвали жесткий протест населения, вплоть до столкновений с полицией). В Словакии, например, ограничились повышением пенсионного возраста до 60 лет для мужчин и 53-57 лет для женщин. Были отменены также некоторые льготы по досрочному выходу на пенсию. Впрочем, и в этой стране уже подсчитали, что к 2012 году нынешняя пенсионная система не выдержит нагрузки и реформа неизбежна.

Кому-то еще хуже

Впрочем, пенсионную систему можно реформировать хоть каждый год — обеспечения достойной старости своим гражданам государство достигает не только применением правильных формул. Все мы прекрасно понимаем, что при перекладывании денег из одного кармана в другой их (денег) больше не становится.

Поэтому, хотя Латвию и ставят в пример по части успешного реформирования пенсионной системы, нам еще много-много лет придется ждать, когда в стране будет накоплено достаточно "подкожного жира", которым можно будет поделиться и со стариками.

А пока подавляющее большинство латвийских пенсионеров (559 тысяч человек) получают государственные пенсии в размере от 35 до 105 латов — в среднем 61,95 лата. Тех, кто получает от 105 до 175 латов (в среднем 132 лата), насчитывается только 26 тысяч человек. Пенсии больше 175 латов в Латвии получают единицы. Остается утешаться только тем, что многие наши бывшие соседи по коммунальной квартире СССР живут еще хуже. В Армении, например, пенсионной реформы почти никакой не было, а денег нет и подавно. В этой стране существует единая пенсия — ее размер практически одинаков для всех, небольшие надбавки положены за стаж работы. За годы независимости в Армении смогли только повысить пенсионный возраст (63 года для женщин и 65 лет для мужчин), а также отменить некоторые из прежних льгот по досрочному выходу на пенсию. Сегодня 500 тысяч армянских пенсионеров получают в среднем 8200 драмов (7,6 лата) в месяц.

Пенсия (от латинского слова pensio — платеж) — это регулярные денежные выплаты, предоставляемые гражданам. Такое определение данному слову дают словари. Само же понятие старо как мир, уже невозможно с точностью установить, кто и когда придумал такой вид государственного поощрения, как пожизненная рента. Известно только, что этой привилегией в древности пользовались преимущественно военные, например, демобилизовавшиеся римские легионеры. В петровской России пенсии по старости полагались морским офицерам, причем деньги выплачивались и после смерти офицера — его вдове или детям. Однако всеобщая государственная пенсия по старости появилась не так давно — в XIX веке. Самая передовая тогда страна Европы — Германия, ввела этот социальный институт в 1889 г. Интересно, что СССР, всегда гордившийся особой социальной защищенностью своего населения, предоставил народу право на пенсию по старости только в 1956 г. — на 21 год позже, чем это сделали в США. Бесправным советским колхозникам старость стали оплачивать и вовсе лишь с 1964 г.

Цитаты

Два года назад был опубликован доклад, который произвел эффект разорвавшейся бомбы. Группа экономистов подсчитала, что для сохранения нынешних размеров государственных пенсий странам Европейского союза необходимо будет за ближайшие 35 лет выделить на эти цели дополнительно 456 миллиардов евро! Уже сейчас уровень пенсионной нагрузки составляет 10,4% от ВВП пятнадцати "старых" стран Евросоюза. К 2040 году он вырастет до 13,6%.

Пока подавляющее большинство латвийских пенсионеров (559 тысяч человек) получают государственные пенсии в размере от 35 до 105 латов — в среднем 61,95 лата. Тех, кто получает от 105 до 175 латов (в среднем 132 лата), насчитывается только 26 тысяч человек.

comments powered by Disqus