Рынок

Казахстан решил продать государственный пенсионный фонд в 2004 году - 2

image

Правительство Казахстана объявило о приватизации государственного пенсионного фонда. Это означает, что казахские власти, начавшие пенсионную реформу в 1998 году, к 2004-му фактически сняли с себя ответственность за пенсионные накопления своих граждан. Для россиян, которые с 2003 года также участвуют в пенсионной реформе, это может служить сигналом: российские чиновники в реформе во многом ориентируются на Казахстан.

Правительство Казахстана объявило о приватизации государственного пенсионного фонда. Это означает, что казахские власти, начавшие пенсионную реформу в 1998 году, к 2004-му фактически сняли с себя ответственность за пенсионные накопления своих граждан. Для россиян, которые с 2003 года также участвуют в пенсионной реформе, это может служить сигналом: российские чиновники в реформе во многом ориентируются на Казахстан.

В Казахстане пенсионная реформа началась на четыре года раньше, чем у нас, - в 1998 году. Казахский пример служил ориентиром дли российских чиновников, разрабатывавших пенсионную реформу. Ее смысл в том, чтобы граждане получили возможность инвестировать на рынке часть своих пенсионных отчислений. Таким образом, будущие пенсии должны сохраняться и приумножаться, а экономика должна получить "длинные" деньги. Эти цели декларировались и казахским, и российским правительством.

В отличие от России, в Казахстане реформа стартовала очень энергично. В 1998 году частному сектору (в Казахстане это негосударственные накопительные пенсионные фонды) доверили свои накопления 10% населения. Напомним, в России в первый год реформы частные управляющие компании (УК) выбрали менее 2% граждан, остальные 98% "по умолчанию" оставили свои деньги - более 1 млрд. долларов - у госуправляющего Внешэкономбанка. В Казахстане все наоборот: на долю государственного накопительного пенсионного сронда (ГНПР) приходится лишь четверть пенсионных активов Казахстана, общий объем которых составляет около 2, 6 млрд. долларов.

Другие результаты казахской реформы выглядят более сомнительно. Так, отчисления на накопительную часть, которые в Казахстане составляют 10% от зарплаты, пробили брешь в "пенсионном" бюджете страны. Чтобы избежать дефолта, местное правительство повысило пенсионный возраст - до 65 лет у мужчин и до 60 у женщин. При этом, согласно статистике, средняя продолжительность жизни в Казахстане равна 61 году.

Инвестиционного бума в Казахстане также не дождались. Накопления будущих пенсионеров за шесть лет реформы не только не приумножились, но и обесценились инфляцией.

"В лучшем случае реальная доходность инвестирования накоплений равна нулю, но некоторые накопительные фонды срабатывают даже ниже уровня инфляции", - пояснил Газете зампред правления накопительного пенсионного фонда Народного банка Казахстана Нуржан Алимухамедов. "При такой неблагоприятной ситуации государство само заинтересовано в избавлении от "молчунов". И как можно быстрее - пока не начались первые накопительные выплаты. Поэтому сейчас в государственном пенсионном фонде остались только чабаны отдаленных пастбищ, до которых не добраться", - говорит эксперт. Но скоро и чабаны в принудительном порядке перейдут в частный сектор. На прошлой неделе правительство Казахстана объявило о приватизации государственного пенсионного фонда. "Речь идет об акционировании. Доля государства в фонде должна снизиться до 25-30%", - говорит Алимухамедов.

Причем участвовать в приватизации смогут не только казахские, но и зарубежные финансовые институты. Как утверждают российские эксперты, привлечение иностранных инвесторов - необходимость для казахской пенсионной системы. "Дело в том, что размещать в Казахстане уже сложно - не хватает объемов фондового рынка", - говорит замгендиректора УК "НИКойл" Наталия Плугарь.

"Казахские власти признались, что не могут эффективно работать на пенсионном рынке", - говорит председатель совета НПФ "ГЛОБЭКС" Евгений Якушев. "Фактически государство снимает с себя ответственность за инвестирование накоплений граждан и принудительно выпихивает "молчунов" в частный сектор", - продолжает Наталия Плугарь.

Однако, считает она, в России подобная ситуация невозможна: "Пенсионный фонд России нельзя приватизировать, это особый институт: в отличие от казахского фонда, наш ПФР не только аккумулирует накопительную часть пенсии, но и выплачивает страховую и базовую пенсии".

Президент УК "Тройка Диалог" Павел Теплухин, напротив, считает, что и в России "пенсионная" приватизация неизбежна. "Речь не о приватизации ПФР, речь о том, чтобы приватизировать функцию управления накоплениями. А для этого достаточно внести небольшие изменения в законодательство и распределить деньги "молчунов" среди частных управляющих. В ближайшие годы это будет сделано и российским правительством", - уверен Теплухин.

comments powered by Disqus