Рынок

Пенсионная реформа в Украине

21-23 октября в Киеве состоялась международная конференция "Пенсионное обеспечение в постсоциалистических странах: достижения, ошибки и задачи". Специалисты стран СНГ, Европы и США делились опытом, рассказывали об ошибках и проблемах создания дееспособной системы негосударственного пенсионного обеспечения.

"Теоретично - кобила, а практично - не везе" (из выступления Сергея Бирюка)

21-23 октября в Киеве состоялась международная конференция "Пенсионное обеспечение в постсоциалистических странах: достижения, ошибки и задачи". Специалисты стран СНГ, Европы и США делились опытом, рассказывали об ошибках и проблемах создания дееспособной системы негосударственного пенсионного обеспечения.

Конференцию организовали Агентство США по международному развитию, компания ПАДКО и Ассоциация пенсионных и социальных фондов. На тусовку собрались "пенсионщики" из 18 стран - СНГ, Восточной Европы, Франции, США. Участники столь представительного форума уделили максимум внимания информации о реформировании пенсионных систем своих стран, поделились опытом, проанализировали возникшие проблемы и способы их решения, посоветовали, как избежать ошибок при проведении пенсионных реформ. На конференции много внимания уделялось вопросам внедрения цивилизованного негосударственного пенсионного обеспечения (НПО), что особенно актуально для нашей страны на данном этапе.

С информацией о состоянии дел на украинском рынке НПО и планах работы его регулятора - Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг - выступил председатель Госкомфина Виктор Суслов. Главной задачей специалистов соответствующего департамента Комиссии, по его словам, будет подготовка нормативной базы для работы негосударственных пенсионных фондов (НПФ) в течение следующего года, как это предписано Законом.

Как сообщил Виктор Суслов, в настоящее время его ведомство завершает анализ работы НПФ, которые были созданы по ранее действующему законодательству. Таких пенсионных фондов 38. До 1 января 2004 г. Комиссия планирует сделать полный анализ состояния каждого из этих фондов и разработать рекомендации по переводу и перерегистрации их в соответствии с Законом или преобразованию в другие типы финансовых организаций.

В настоящее время Госкомфин совместно с организаторами НПФ работает над подготовкой трех пилотных проектов по созданию НПФ. Планируется, что до конца года эти проекты будут реализованы и с 1 января 2004 г. начнется работа новых НПФ.

На этих проектах контролирующий орган надеется отладить систему работы НПФ и распространить опыт на другие компании.

Особую озабоченность Виктора Суслова вызывает достаточно большое количество заявок на создание НПФ. По его словам, "практически все банки первой десятки или даже двадцатки намерены создавать такие фонды, почти все крупные украинские предприятия и монополисты производственной сферы намерены создавать свои фонды". Но, как заявил г-н Суслов, "на первом этапе регистрации фондов Комиссия будет проводить достаточно жесткую политику, стремясь к созданию небольшого количества эффективно работающих НПФ". Основные надежды Госкомфин возлагает на развитие системы корпоративных пенсионных фондов.

Таким образом, вероятнее всего, на рынке НПО весь следующий год пройдет под знаком разработки и принятия изменений и дополнений к законам, подготовки нормативных актов, документации, необходимой для регистрации и перерегистрации НПФ, и только с 1 января 2005 г. рынок сможет реально начать работать.

Почему не везде работает система НПО?

Несмотря на то что в развитых странах вложения в НПФ являются основным и наиболее весомым источником пенсионного обеспечения, во многих странах эта система пока не полностью реализует свои преимущества и принятые законы о НПО.

Одна из основных причин недееспособности НПО - бедность. Многие выступающие подчеркивали, что участие в НПФ - это дополнительная прибавка к пенсии для богатых (людей, предприятий или стран). Евгений Касперович, начальник департамента пенсионного обеспечения министерства труда и социальной политики Белоруссии отмечает, что "с 1996 года в Белоруссии существует добровольное пенсионное коллективное страхование предприятием своих работников. Возникло несколько НПФ, но в связи с финансовым положением работодателей значительная часть предприятий-флагманов убыточны, добровольное страхование не получило широкого развития". Украина - небогатая страна, но у нас есть богатые, прибыльные компании и зажиточные люди. Многие наши предприятия уже сейчас доплачивают своим пенсионерам (за счет средств на благотворительные нужды). Сумма средств на депозитах физических лиц в банковской системе Украины составляет 28,1 млрд грн. Многие пенсионеры имеют депозитные пенсионные счета в банках и получают ежемесячный доход. Это уже мини-система НПО. И при полном законодательном и организационном урегулировании всех нерешенных вопросов пенсионное обеспечение получит новый стимул к развитию. Хотя будущие сельские пенсионеры еще нескоро смогут поучаствовать в НПФ.

Еще одна причина плохой работы системы НПО - слабое развитие финансовых инструментов или их малое количество. Алексей Сыч, директор департамента пенсионного обеспечения Национальной кассы социального страхования Молдавии, отмечает, что в его стране "фактически отсутствуют финансовые рынки. Это не позволяет осуществляться нашей реформе, хотя закон о НПФ принят еще в 1999 году".

Однако специалисты не считают главным барьером для внедрения системы НПО слабо развитый рынок ценных бумаг. Евгений Попов, исполнительный директор одного из болгарских НПФ, считает: "Важнее начать пенсионную реформу. Наш опыт показывает, что можно развивать пенсионную реформу и в странах, в которых вообще нет рынка ценных бумаг или он не существенен".

Некоторые выступающие одной из главных причин неработоспособности системы НПО называли недоверие населения к негосударственным финансовым учреждениям. Айгуль Рискулова, руководитель аппарата Социального фонда Киргизии, отмечает: "У нас сегодня только одна компания занимается негосударственным пенсионным страхованием. Численность застрахованных у этой компании - около 400 человек. Существует недоверие к частным пенсионным схемам. Мы работаем над тем, чтобы люди могли доверять НПФ". Скорее всего, в Украине этот фактор тоже сыграет важную роль. На первом этапе население будет больше доверять банкам (и их структурам), которые уже успели зарекомендовать себя как надежные финансовые учреждения, и зарубежным компаниям "с именем".

Выступающие также отмечали необходимость налоговых льгот для нормальной деятельности системы НПО. В Украине этот вопрос пока не решен. С одной стороны, наличие льгот определено законами о налогообложении прибыли предприятий и о налоге с доходов физических лиц. С другой - терминология в законах не совпадает, и вряд ли НПФ смогут воспользоваться этими льготами без проблем. О необходимости урегулирования этого вопроса говорили многие участники конференции.

"Бизнес" (Киев)
comments powered by Disqus