Пенсионный симбиоз идет на смену европейской "солидарности поколений"

Страны Европы должны начать комплексную "панъевропейскую" реформу в пенсионной сфере, чтобы не допустить в ближайшем будущем снижения уровня жизни стремительно стареющего населения континента, считают эксперты Всемирного банка. А особенно поторопиться стоит Восточной Европе.

Страны Европы должны начать комплексную "панъевропейскую" реформу в пенсионной сфере, чтобы не допустить в ближайшем будущем снижения уровня жизни стремительно стареющего населения континента, считают эксперты Всемирного банка. А особенно поторопиться стоит Восточной Европе, где после распада советского блока начался пересмотр стратегии развития национальной пенсионной системы.

Пенсионная реформа числится сегодня среди приоритетных социальных направлений как в Европейском союзе, так и в странах - кандидатах на вступление в организацию. "Однако об однозначном прогрессе в этой области говорить рано", - считает Роберт Холцман, директор подразделения соцобеспечения Всемирного банка и ведущий специалист в области пенсионной реформы.

Сегодня в странах ЕС только четверть населения - пенсионного возраста. Однако рождаемость в развитых европейских странах падает с начала 70-х годов прошлого века, в то время как продолжительность жизни растет и через пять лет у женщин увеличится еще на 4.2 года, а у мужчин - на 5 лет. В результате, по оценкам Еврокомиссии, к 2050 году граждане пенсионного возраста будут составлять половину населения Европы. "Сегодняшнее поколение европейских политиков, которым 25-40 лет, должно быть озабочено тем, чтобы сформировать законы таким образом, чтобы обеспечить себе достойное существование в старости", - считает Михаил Родченков, финансовый контролер корпорации "Интерпайп", эксперт в области международного пенсионного законодательства.

Особенно обеспокоены во Всемирном банке темпами преобразований в этой сфере в странах Восточной Европы. Дело в том, что за послевоенный период в мире прошло две волны пенсионных реформ, в ходе которых подмечено, что провести реформу эффективно и в короткие сроки лучше удается большим, богатым и индустриально развитым странам. От того, в каком направлении и какими темпами пойдет сегодня реформирование пенсионной системы в Восточной Европе, будет зависеть благосостояние уже следующего поколения европейских пенсионеров.

Сегодня в Восточной Европе, за исключением Чехии и Словении, доминирует англосаксонская система пенсионного обеспечения, прототип которой первоначально утвердился в Великобритании, США, Канаде и в других бывших британских доминионах. Система основана на принципе накопительного страхования - в течение жизни человек с каждой зарплаты перечисляет в доверительные фонды определенную сумму, которая освобождается от подоходного налога. Фонд вкладывает эти деньги в три вида активов - акции и корпоративные облигации, недвижимость и государственные долговые обязательства. Вложения в акции и недвижимость обеспечивают высокую доходность, а гособлигации - надежность.

В Западной Европе в послевоенный период внедрялась и развивалась распределительная система пенсионного обеспечения, основанная на "солидарности поколений". После череды беспощадных войн в Европе не осталось достойных и надежных активов для долговременных вложений. В результате главным гарантом обеспеченной старости европейцев стало государство. Однако уже в 2000 году в странах Евросоюза пенсионная нагрузка на госбюджет составила в среднем 11% ВВП, в то время как в Великобритании - лишь 4.9% ВВП. "Логично, что большинство стран Восточной Европы пошли по пути создания накопительной пенсионной системы, - говорит Михаил Родченков. - В Европе активными темпами идет старение населения, и через двадцать лет, когда число работающих сравнится с числом пенсионеров, нынешняя распределительная пенсионная система просто окажется недееспособной".

Однако, несмотря на бесперспективность германской системы в чистом ее виде, и британская система пенсионного обеспечения не лишена недостатков. Несмотря на то что она обеспечивает низкий уровень государственного участия в пенсионном обеспечении граждан, никто не отменял высокую рисковость пенсионного страхования. Очевидно, что Европе потребуется найти какой-то промежуточный вектор развития системы пенсионного обеспечения. Странам с британской системой придется увеличить долю государственного участия в пенсионном обеспечении граждан, а континентальной Европе -всемерно поощрять индивидуальное пенсионное страхование.

"По всей видимости, Европейский союз, страны Восточной Европы, да и Россия, кстати, тоже, будут двигаться к созданию некоего симбиоза накопительной и распределительной пенсионной системы, - говорит Михаил Родченков. - Государство будет обеспечивать гарантированный минимальный уровень жизни пенсионеру, не зависимый от ставки и стажа его дохода на протяжении жизни. А более высокий по сравнению с базовым уровень пенсий будет обеспечиваться за счет добровольных накоплений".

comments powered by Disqus