Звездно-полосатая пенсия

image

Мы продолжаем серию публикаций о мировых пенсионных системах, любезно предоставленную редакцией журнала «Русский полис». В своей статье Светлана Клейн рассказывает о пенсионной системе США

Пенсионная система Соединенных Штатов Америки занимает одну из лидирующих позиций в иерархии мировых институтов социального обеспечения граждан. Однако неутешительные демографические показатели страны, а также общее замедление экономического развития, охватившее в последние годы большинство мировых рынков, не оставили без внимания даже такой, казалось бы, устойчивый институт мирового сообщества, как американский рынок, и, в частности, считающуюся одной из образцово-показательных пенсионных систем мира.

В отличие от стран Европейского содружества, в большинстве которых у истоков пенсионного обеспечения лежала распределительная государственная пенсионная схема, самая первая пенсионная программа в истории США оказалась частной! В 1875 году компания American Express решила предложить своим служащим новый пенсионный план - дополнительное пенсионное обеспечение, в основе которого, понятное дело, лежала частная пенсия. И все же первой пенсионной системой, которая была узаконена правительством, стала государственная пенсионная система: в 1935 году президент США Франклин Рузвельт подписал Закон о социальном обеспечении (Social Security Act). Отметим, что именно этот закон лег в основу сегодняшней Общефедеральной программы социального страхования (ОФП). Кроме того, примерно в то же время было создано Управление социального страхования (Social Security Agency).

Первая реформа последовала практически незамедлительно: начиная с 70-х годов дальнейшее использование государственной распределительной пенсионной системы стало практически неприемлемым: постепенное старение населения привело к существенному росту издержек государства на пенсионное обеспечение. Правительство было вынуждено пойти на крайнюю меру: повысить ставку налога на социальное страхование. Естественно, этот шаг встретил массовое неодобрение американцев. Прекрасно осознавая, что эта мера может оказать лишь временный эффект, в 1974 году американские власти приняли закон об обеспечении пенсионных доходов работников (ERISA). Этот закон устанавливал права и обязанности участников частных пенсионных программ, способы их финансирования, а также способы инвестирования пенсионных накоплений служащих.

Современная система пенсионного обеспечения в США – трехуровневая: государственное страхование по распределительной и накопительным схемам, частное коллективное страхование в рамках различных пенсионных планов и личное страхование в форме добровольных отчислений на личные накопительные счета и страхования жизни, осуществляемого страховыми компаниями и негосударственными пенсионными фондами. Следует отметить, что при этом все частное страхование в США построено исключительно по накопительному принципу.

Пенсии от «федералов»

Государственная пенсионная система США предлагает целый ряд пенсионных программ, из которых по распределительному принципу построена только Общефедеральная программа социального страхования. Основной ее целью является выплата пособий по старости, бедности или нетрудоспособности, в случае потери кормильца, а также пенсий, полагающихся вдовам и сиротам. Кроме того, в рамках программы обязательного медицинского страхования Medicare схема обеспечивает покрытие медицинских расходов пожилых американцев. Тем не менее государство не предусматривает выплату пособий по болезни, беременности и родам.

Программа действует следующим образом: каждый работник, чей ежегодный доход не превышает 65,4 тыс. долл., ежемесячно отчисляет социальный налог размером 7,65%. Из них 6,2% поступают в фонд социального страхования, а оставшиеся 1,45% идут на медицинское страхование престарелых. Общая же величина социального налога в США на данный момент составляет 15,3% (остальные 7,65% выплачивает работодатель).

Те работники, чей заработок превышает 65,4 тыс. долл. в год, освобождены от выплаты взносов на социальное обеспечение. Эта категория населения оплачивает «только» медицинское страхование пенсионеров, однако, с учетом высокого уровня их дохода, отчисления этой категории американцев порой достигают внушительных размеров. Еще одна многочисленная категория работающих американцев - частные предприниматели - обязаны платить 15,3% налога от своих трудовых доходов полностью.

Как правило, пенсия работника рассчитывается на основе суммы наивысших показателей его заработной платы в течение всей его трудовой деятельности. Но для того, чтобы в Америке получать государственную пенсию в полном объеме, необходимо иметь за плечами 26 лет трудового стажа и достичь официального пенсионного возраста - 65 лет для мужчин и женщин. Однако в связи с тем, что, по прогнозам демографов, ожидается рост доли пожилых американцев, еще в 1983 году по инициативе президента Рональда Рейгана Конгресс США принял поправку к закону о социальном обеспечении. Поправка предусматривала постепенное увеличение пенсионного возраста до 67 лет. И первым поколением, которое выйдет на пенсию в 67-летнем возрасте, станут американцы, родившиеся в 1959 году.

Американцы, правда, имеют вполне законную возможность выйти на пенсию и раньше, с 62 лет. Но в этом случае в течение трех лет такому «досрочному» пенсионеру придется довольствоваться пособием по старости, размер которого на 20% меньше, чем полноценная государственная пенсия. Но при этом в Америке не возбраняется получать законно заработанную пенсию и продолжать вести при этом трудовую деятельность. Однако до достижения официального пенсионного возраста (то есть в период с 62 до 65 лет) государство будет вычитать из пенсии определенный процент от суммы, заработанной сверх установленного лимита. После официального вступления в ряды пенсионеров какие–либо вычеты прекращаются. Заметим, что вплоть до апреля 2000 года «вычитаемый» период был гораздо больше - вплоть до 70 лет. Помимо самого работника, уплачивающего социальный налог в государственную программу социального обеспечения, на дополнительные 50% его пенсии могут рассчитывать супруга/супруг и несовершеннолетние дети (до 18 лет), находящиеся у него на иждивении. При этом если оба супруга заработали право на пенсию по программе социального страхования, то женщине придется выбирать между собственной пенсией и 50-процентной надбавкой мужа.

Следует отметить, что общефедеральной программой социального страхования охвачены далеко не все американцы. Как правило, она распространяется на работников частного сектора экономики. Не попадает под действие программы целый ряд категорий трудящихся, доход которых недостаточен для уплаты пенсионного налога: лимит отсечения установлен на уровне 1,1 тыс. долл. в год. Зарабатывающие меньше этой суммы федеральной программой не охвачены. Программой также не охвачены лица, которые вообще не имеют трудового дохода или чей стаж работы «не дотягивает» до 10 лет. Таким пенсионерам Управление социального страхования выплачивает «пенсии для бедных», или, если переводить дословно, дополнительный социальный доход (Supplemental Security Income - SSI). Помимо малоимущих пенсионеров, они назначаются слепым и нетрудоспособным гражданам страны. При этом финансирование пенсионных схем осуществляется из бюджетных средств Штатов. На данный момент программой социального страхования охвачено около двух третей работающих американцев, для которых государственные пенсии составляют основную часть дохода. Число бедных, получающих только SSI, за последние десятилетия значительно сократилось: с 40% в 50-е годы до 12% в конце 90-х.

Накопленные в рамках программы социального страхования средства власти разрешают инвестировать лишь в госбумаги, которые и являются главным источником инвестиционного дохода программы и ее участников. В 1990-е годы удалось увеличить фонды программы почти на 10%, и сейчас они составляют около 37 млрд. долл. Казалось бы, такие показатели позволяют обеспечить пенсиями не одно поколение американцев, однако правительство США всерьез задумывается над очередным повышением ставки пенсионного налога и постепенным сокращением распределительной составляющей социального страхования в пользу его частичной приватизации. Главная причина этого шага - старение населения: если в 1950 году на одного пенсионера в США приходилось 16 работающих, то сегодня это соотношение составляет примерно 1 к 3, а по прогнозам на 2030 год, на каждого пожилого в Штатах будет работать всего лишь один занятый.

Кроме того, также постепенно увеличивается и средняя продолжительность жизни американцев: по прогнозам демографов, в XXI веке почти каждый третий заокеанский новорожденный сможет дожить до 100 лет. Очевидно, что при такой статистике даже самые высокие налоги не смогут «прокормить» стариков. А если к этим фактам добавить ожидаемое к 2010 году пополнение рядов пенсионеров за счет поколения «бэби бума» (родившихся в период демографического взрыва в 1970-е годы), то ситуацию и вовсе можно назвать патовой. По прогнозам Управления социального страхования, уже с 2015 года объем выплачиваемых государством социальных пособий начнет превышать объем поступлений, а к 2037 году тех средств, которые собираются по программе ОФП, хватит на выплату лишь 72% от всего объема пособий пенсионерам. Поэтому не случайно вопрос о реформировании общефедеральной программы вызвал ожесточенные межпартийные споры на президентских выборах 2000 года.

Пенсионные дебаты не прекращаются и по сей день: демократы отстаивают позиции сохранения государственной системы социального страхования, в то время как республиканцы предлагают частично приватизировать государственную программу. При этом главным козырем республиканцев является тот факт, что в случае принятия их программы ставку пенсионного налога можно будет оставить на прежнем уровне.

Помимо общефедеральной программы социального страхования, государство предлагает несколько накопительных пенсионных схем. Почти все они специально разработаны для работников государственного сектора, на которых не распространяются общефедеральные социальные пособия. Существует несколько федеральных программ пенсионного страхования правительственных чиновников, ветеранов войны и военнослужащих, а также отдельная программа для работников железнодорожного транспорта. Однако в 1983 году была принята поправка, предусматривающая постепенное упразднение федеральной программы социального страхования государственных служащих и их переход в Общефедеральную программу социального страхования. Как правило, большинство федеральных программ используют схемы с установленными выплатами. Их особенность состоит в том, что работнику гарантируется фиксированный размер пенсии в зависимости от его трудового дохода и стажа. Финансирование таких программ осуществляется за счет взносов федерального правительства и инвестиционных доходов фондов.

Кроме того, на уровне штатов и местных органов власти разработаны специальные государственные программы социального страхования учителей, полицейских, пожарных, работников здравоохранения и всех тех, кто занят в государственном секторе. Подобными схемами охвачено около 16 млн. американцев.

Коллективные частники

Судя по всем привходящим проблемам, дальнейшую судьбу государственной пенсии мы узнаем уже в ближайшие годы. Судьба частных пенсий вполне ясна, поэтому есть смысл остановиться на этой составляющей дохода пожилых американцев подробнее. Все частное пенсионное страхование в США - накопительное. Тем не менее схемами частного пенсионного страхования охвачены всего лишь около трети занятых в США.

Негосударственное страхование носит добровольный характер, поэтому многие работники частного сектора, помимо Общефедеральной программы, участвуют в одной или нескольких частных схемах. Как правило, негосударственное пенсионное страхование строится на коллективной основе: любое предприятие имеет право предлагать своим служащим одну или сразу несколько пенсионных программ. Обычно разработкой пенсионных планов и поиском потенциальных инвесторов занимаются специальные менеджеры.

Следует отметить, что наибольшей популярностью у американцев пользуются пенсионные программы с установленными размерами взносов. Так, в период с 1977 по 2000 гг. активы такого рода пенсионных институтов выросли с 91 млрд. долл. до 3 трлн. долл., а в 90-е годы в таких схемах участвовали около 40% всех застрахованных американцев. Особенность пенсионных программ с установленными размерами взносов состоит в том, что взносы уплачиваются на солидарной основе работником и работодателем. При этом работник имеет право выбора между различными пенсионными схемами в рамках данной программы и несет ответственность за свой выбор: ведь размер выплат зависит не только от стажа работника, но и от эффективности управления пенсионным фондом накопленными средствами.

В настоящее время в Америке действуют несколько схем с установленными взносами. Самые распространенные из них - 401(к) и 403(b), получившие свое название по соответствующим статьям Налогового кодекса США. Отличаются они друг от друга только составом участников: план 403(b) разработан специально для благотворительных организаций и образовательных учреждений. Существуют также схемы с участием в прибыли (profit-sharing plans), упрощенные пенсионные планы (SEP) и другие виды, однако все они в той или иной степени являются разновидностью первых двух. Один только план 401(к) в 2000 году насчитывал 44 млн. участников, а его активы составляли 2 трлн. долл. (в 1990 году эти показатели равнялись 20 млн. человек и 400 млрд. долл. соответственно). В частных программах могут участвовать лишь те работники, кто достиг 21-летнего возраста и кто проработал в компании не менее года. При этом работники, занятые неполный рабочий день, как правило, не могут быть застрахованы по частным схемам.

В отношении порядка выплат и взносов в схемах частного пенсионного страхования государство ввело ряд серьезных ограничений. Во-первых, размеры взносов не могут превышать максимально установленного уровня: в 1999 году он составил 10 тыс. долл. в год для планов 403(b) и 401(к) и 30 тыс. долл. для SEP. Во-вторых, частные пенсии выплачиваются только по достижении определенного возраста (для планов 401(к) и 403(b) - 60 лет). Нарушитель облагается штрафом в размере 10% федерального подоходного налога. Следует отметить, что накопленную пенсию ранее установленного срока можно снять только в случае потери трудоспособности, смерти застрахованного или в случае возникновения у страхователя высоких медицинских расходов. Такие ограничения введены не случайно: дело в том, что взносы в частное пенсионное страхование не облагаются подоходным налогом, его взимают только с пенсии.

Так как частное пенсионное страхование основывается на накопительном принципе, аккумулированные средства инвестируются в различные ценные бумаги. Как правило, инвестиционный портфель предприятий очень разнообразен: государственные ценные бумаги, корпоративные акции и облигации, доли в паевых фондах, казначейские обязательства и прочее. Благодаря успешной инвестиционной политике менеджеров фондов, совокупные активы частных пенсионных программ в 1996 году составили 4,1 млрд. долл.

Личная копилка

Помимо участия в корпоративных пенсионных схемах, каждый работник может открыть и личный пенсионный счет (Individual Retirement Account - IRA) и копить на нем свою пенсию. При этом ежегодные отчисления на счет не должны превышать 2 тыс. долл. Как правило, вклады типа IRA можно открыть в банке, страховой компании, паевом фонде или у брокера, работающего на рынке ценных бумаг.

В зависимости от способа налогообложения выделяется несколько типов IRA. Порядок отчислений на традиционный IRA такой же, как у взносов в планы 403(b) и 401(k) – они не облагаются подоходным налогом. Кроме того, владелец счета имеет право пользоваться накопленными на нем сбережениями с 60 лет. С 70 лет пенсионер должен начать использовать накопленные на счете средства в обязательном порядке, а по достижении им 80-летнего возраста счет закрывается и доступ к нему прекращается. Такие жесткие на первый взгляд условия связаны с весьма строгим законодательством в области наследования.

Частные предприниматели могут открыть личные накопительные счета по более упрощенному плану, предложенному сенатором Кеогом и названному в его честь Keogth plan. В соответствии с ним ежегодный «потолок» отчислений на счет не должен превышать 20% от суммы трудовых доходов.

В отличие от традиционных IRA и плана Кеога, отчисления на личные счета, открытые по плану сенатора Роса (так называемый Roth plan), облагаются подоходным налогом, а накопленные на них пенсии – нет. Правда, такой счет нужно пополнять как минимум пять лет, иначе подоходный налог будет взиматься и с накопленной суммы. Участниками плана Роса могут стать супружеские пары, чей совокупный доход не превышает 160 тыс. долл. в год, или одинокие американцы, ежегодно зарабатывающие менее 110 тыс. долл.

Преимущество IRA состоит главным образом в том, что при смене места работы, а значит и пенсионной программы, работник может перевести на свой личный счет всю сумму заработанной в данной компании пенсии. О росте популярности IRA в Америке говорит и тот факт, что активы этих счетов возросли с 600 млрд. долл. в 1990 году до 2,5 трлн. долл. в 2000 году.

Однако эта своего рода личная копилка нужна американским пенсионерам вовсе не для того, чтобы обеспечить сбережения на собственные похороны, или, как их называют в России, «смертные» деньги. В Америке многие пенсионеры копят деньги на открытие своего дела, расходы на путешествия, дополнительное лечение, и конечно же, развлечения. Да и для низкооплачиваемых работников IRA становится неплохой прибавкой к минимальной государственной пенсии. Вообще, открытие личного пенсионного счета является традиционным подарком ко дню рождения ребенка. Образно выражаясь, американцы копят свою пенсию уже с пеленок.

Как уже упоминалось, активное участие в пенсионной системе США принимают страховые компании, которые наряду с традиционными частными программами типа планов 401/403 предлагают различные продукты по страхованию жизни. Самый распространенный из них – выплаты аннуитетов по дожитии застрахованного до пенсионного возраста. Основными источниками инвестиций американских страховщиков являются акции и облигации. О популярности частного пенсионного страхования свидетельствует и тот факт, что на конец 1998 года клиентами страховых компаний были охвачены более 70 миллионов американцев.

Президентские заботы

Как уже неоднократно говорилось, даже такая развитая система пенсионного обеспечения, как американская, тем не менее нуждается в реформировании. Так, вследствие изменения демографической ситуации в стране под угрозой банкротства оказалась Общефедеральная программа социального страхования, государственные расходы на которую неумолимо растут. Да и сами американцы имеют целый ряд претензий к работе социального аппарата страны. Именно поэтому вопрос о реформировании пенсионной системы стал в США краеугольным камнем президентской кампании 2000 года. Очевидно, исход выборов решил в том числе и тот факт, что Джордж Буш обещал избирателям сократить на 1,6 трлн. долл. налоговую базу. Сразу же возникает вопрос: где новоиспеченный президент найдет деньги на проведение пенсионной реформы? До недавнего времени сторонники Буша утверждали, что ожидаемый профицит федерального бюджета, а также частичная приватизация государственных пенсий позволят «поставить на ноги» систему социального страхования. Однако в свете сентябрьских трагических событий в США и решения Конгресса выделить 40 млрд. долл. на ликвидацию последствий терактов и борьбу с терроризмом республиканцы вряд ли смогут воплотить в жизнь свои обещания.

И тем не менее большинство политиков сходятся во мнении, что необходимость реформирования назрела уже давно. Тем более что в изменении нуждается не только федеральная программа социального страхования, но и программы частных пенсионных схем. Основные направления будущей реформы Палата представителей одобрила 19 июля 2000 года, но пока основной целью, которую преследуют власти, является увеличение охвата занятого населения пенсионными программами. В первую очередь власти уделяют внимание поддержке самых незащищенных слоев населения, в частности, предлагая увеличить «потолок» отчислений на личные пенсионные счета для пожилых работников старше 50 лет.

Противники реформы утверждают, что такие нововведения не решат всех проблем низкооплачиваемых работников, так как в выигрыше окажутся только слои населения с высокими доходами. Однако, как показывает статистика, основную долю участников частных пенсионных программ (например, 401-го плана) составляют представители среднего класса. Так, в 1998 году около 45% застрахованных имели доход менее 30 тыс. долл. в год, а 77% - менее 50 тыс. долл. Кроме того, по данным социологических опросов, более 82% населения страны поддерживают решение Конгресса об увеличении максимальной суммы вкладов на пенсионные счета.

Еще одно слабое место пенсионной системы США - низкий процент участия представителей малого бизнеса в пенсионных программах. По данным правительства, в 1997 году в 401-м плане участвовали только 46% занятых на малых предприятиях с количеством работников менее 100 человек, тогда как доля участников среди представителей крупного бизнеса составляла 76%. Главная причина этому – слишком высокие издержки и административные барьеры для тех малых предприятий, которые только вступают на рынок и еще не достигли финансовой стабильности. И, как свидетельствуют данные соцопроса, более 88% американцев считают, что принятие специального закона для малых предприятий позволит увеличить процент охвата пенсионными программами занятого населения страны.

Использованы материалы The U.S. Department of Labor, The Social Security Agency, The American Council of Life Insurers, The Washington Post.

Статья опубликована в журнале "Русский полис", № 10(22), 2001г.

comments powered by Disqus