Фонды

“Клубная” карта страхователя - пополнение банка идей НПФ

Развитие нестандартных инвестиционных схем в пенсионных технологиях, которые предоставят населению видимые уже сейчас результаты, поможет воплотить пенсионную реформу в жизнь, сделает людей социально самоответственными и принесет ощутимые доходы торговым сетям и негосударственным пенсионным фондам.

Развитие нестандартных инвестиционных схем в пенсионных технологиях, которые предоставят населению видимые уже сейчас результаты, поможет воплотить пенсионную реформу в жизнь, сделает людей социально самоответственными и принесет ощутимые доходы торговым сетям и негосударственным пенсионным фондам.

Давно не секрет неуверенные итоги первого этапа пенсионной реформы, в ходе которого о своей будущей пенсии “позаботились” лишь 2% населения. При этом больше половины из этих 2% задумались о будущем в добровольно-принудительном порядке под воздействием административного ресурса. Либо руководство предприятий «подсказало» самую правильную управляющую компанию (УК), либо администрация некой автономной республики настоятельно «рекомендовала» не отказывать «родным» УК. Хорошо это или плохо – оставим за рамками нашей статьи. Главный вывод из сложившегося положения дел: люди пока не поверили частным УК. Но это не означает, что они не хотят думать о будущем. Справедливости ради заметим: при современной демографической ситуации многие мужчины совершенно спокойно могут не задумываться об этом, т.к. просто не доживут до пенси. У нас, как известно, мужчины живут в среднем 59 лет при возрасте выхода на пенсию в 60.

В результате такого нигилизма большинство УК получили значительно меньше средств, чем предполагали. Можно спрогнозировать, что сложившаяся ситуация будет тиражироваться не менее 10 лет подряд, пока первые пенсионеры не начнут получать пенсию из двух источников (страховую и накопительную) и не оценят, что они приобрели или что они потеряли.

Кардинальные изменения в пенсионной реформе, заявленные Правительством РФ, предполагают исключить из накопительной части трудовых пенсий всех участников этой реформы с 1967 года рождения и старше. Эти изменения приведут к более, чем двух-трехкратному уменьшению в ближайшие годы притока пенсионных денег, которые должны были стать предметом инвестирования для УК и НПФ, а в последующие годы это уменьшение достигнет более 10 раз.

Предлагаемые же Правительством РФ в качестве альтернативы преференции по доплате двух процентов (но не более 2000 рублей в год) к добровольным взносам самого участника в четыре процента от заработной платы в длительной перспективе становятся малопривлекательными.

Так, например, при средней зарплате в 6000 рублей на сегодняшний день по РФ, указанные четыре процента составят на 2005 год – 2880 рублей, а отношение двухпроцентной доплаты (до 2000 рублей) к величине этих добровольных взносов составит почти 70%. К 2015 году по прогнозам Минэкономразвития РФ (журнал «Пенсия» № 3, 2003) уровень средней зарплаты по РФ составит 25680 рублей, а отношение доплаты к величине пенсионных взносов опустится до 16%. К 2020 году по тем же прогнозам средняя зарплата по РФ достигнет уровня – 44790 рублей, а отношение доплаты к личным взносам упадет до величины в 9%.

Понятно, что эти небольшие доплаты от государства к будущей пенсии не подвигнут работающих граждан, даже в условиях возможного роста доходов, к внесению личных добровольных пенсионных взносов из своей зарплаты. И тем более постоянные и регулярные изменения правил пенсионной реформы не вызывают доверия граждан к государству.

По меткому выражению вице-президента ИГ «Атон» Вадима Соскова, приведенному в «Российской газете», «страховой рынок пенсионных денег лишили «сладкого». Поэтому, если сегодня не придумать нестандартный аргументированный ход и не предложить населению нечто, способное его взбудоражить своей простотой и эффективностью (эдакую «конфетку»), то вступающие в 2004 году в пенсионную реформу негосударственные пенсионные фонды (если они, конечно не кэптивные, которые, как известно, заранее потирают ручки в «административном восторге») испытают такой же шок как и УК. Отличительной особенностью этой «конфетки» должно стать то, что ее можно съесть УЖЕ СЕЙЧАС, а не через 10-20-30 лет, когда выйдешь на пенсию. Применение подобных разработок поможет воплотить пенсионную реформу в жизнь, сделает людей социально самоответственными и принесет участникам определенные выгоды.

Необходимо отметить, что при разработке схем за основу принимались следующие условия:

  1. Пенсионные деньги накопительной части трудовой пенсии должны оставаться в том регионе, где будет реализовываться данная схема.
  2. Инвестиции за счет этих пенсионных денег должны быть прямыми, а не портфельными и направлены в реальную экономику (производство, торговля и т.п.).
  3. Люди, участвующие в таких программах, должны ощутить и почувствовать пенсионные деньги своими и работающими на себя уже сейчас, а не в отдаленном будущем.

В этой статье мы предлагаем схему, отвечающую этим условиям, а именно – инвестирование пенсионных средств в сферу торговли с предоставлением гражданам – участникам НПФ торговых скидок по универсальной дисконтной карте (“клубной карте”). Причем эту схему можно применять как для обязательного пенсионного страхования, так и для дополнительного пенсионного обеспечения.

Интерес такой схемы для гражданина заключается в следующем: человек, переводя накопительную часть своей пенсии в негосударственный пенсионный фонд, получает универсальную дисконтную (“клубную”) карту, позволяющую получать скидки от нескольких торговых сетей (продуктовой, электроники, АЗС, сотовых компаний и пр.). При этом человек остается и с пенсией (надеемся, что все наши читатели благополучно доживут до нее) и серьезно экономит на скидках по дисконтным картам. Нами разработаны несколько вариантов подобных схем, два из которых мы обсудим в нашей статье. Они представлены на рисунках 1 и 2.

Схема, максимально учитывающая интересы торговой сети

Рисунок 1
  1. Перевод накопительной части в НПФ;
  2. Предоставление дисконтной карты от торговой (продуктовой, электроники, АЗС, сотовой компании) сети;
  3. Инвестирование переведенных пенсионных накоплений;
  4. Выдача кредита торговой сети;
  5. Выплата кредита торговой сетью;
  6. Зачисление инвестиционного дохода на пенсионный счет Иванова;
  7. Иванов, приобретая товары в торговой сети , экономит на скидках.

Принцип действия схемы, представленной на рис.1, заключается в следующем:

  1. Гражданин Иванов – владелец (распорядитель средств) накопительной части пенсии направляет заявление в Пенсионный фонд РФ о переводе своей накопительной части пенсии в негосударственный пенсионный фонд НПФ.
  2. Одновременно с отправкой заявления о переводе накопительной части пенсии в НПФ гражданин Иванов заключает договор с негосударственным пенсионным фондом о пенсионном страховании и (в этом вся соль!), получает от торговой (продуктовой, электроники, АЗС, сотовой компании) компании через НПФ дисконтную (клубную) карту, которая предоставляет право на скидку в торговой сети.
  3. НПФ направляет пенсионные накопления в Управляющую компанию ля инвестирования их путем размещения на депозите в банке.
  4. Банк предоставляет торговой компании кредит на условиях возмездности и возвратности, исходя из сумм депозита, направленного Управляющей компанией из средств негосударственного пенсионного фонда.
  5. Гражданин Иванов, приобретая товары (услуги) в торговой компании, экономит на скидках.
  6. Возврат торговой компанией кредита с процентами.
  7. Зачисление инвестиционного дохода на пенсионный счет гражданина Иванова.

Наиболее важной частью предложенной схемы является участие в ней именно предприятий торговли. Ведь до сих пор они практически никак не соприкасались с НПФ и, при прочих равных условиях, на законных основаниях не могли иметь никакого практического интереса к системе НПФ ( мы не рассматриваем здесь варианты на грани нарушения требований к инвестированию пенсионных резервов).

В предложенной схеме за счет сотрудничества с НПФ торговая компания не только увеличивает объемы торгового оборота, но и получает возможность привлечения дополнительного целевого кредитования из средств пенсионных накоплений, переведенных гражданами в НПФ. Поэтому, предлагая данную схему, мы прекрасно осознаем, что этот вариант в максимальной степени отражает интересы торговой компании – участницы схемы, и, соответственно, в большой степени отражая интересы одной из сторон, является полярным.

Второй вариант схемы, представленной на рисунке 2, является также полярным, но уже со стороны негосударственного пенсионного фонда.

Схема, максимально учитывающая интересы негосударственного пенсионного фонда

Рисунок 2
  1. Перевод накопительной части в НПФ;
  2. Предоставление дисконтной карты от торговой (продуктовой, электроники, АЗС, сотовой компании) сети;
  3. Инвестирование переведенных пенсионных накоплений через УК;
  4. Иванов, приобретая товары в торговой сети , экономит на скидках;
  5. Зачисление инвестиционного дохода на счет гражданина Иванова.

Принцип действия схемы, представленной на рис.2, подобен варианту 1. Отличие заключается в следующем: переведенные пенсионные накопления инвестируются целевым образом не в торговую сеть путем выдачи ей кредита, а размещаются на основе установленных инвестиционных параметров в государственные, субфедеральные и муниципальные ценные бумаги, корпоративные акции и облигации.

Однако, и в варианте 2, максимально учитывая интересы негосударственного пенсионного фонда, отражаются также интересы и торговой компании, которая за счет более широкого распространения своих дисконтных (клубных) карт через клиентов НПФ наращивает объемы реализации и, соответственно, увеличивает свою прибыль. В этом варианте торговая сеть, не получая дополнительного банковского кредита, зарабатывает дополнительные доходы только за счет роста объемов торговли.

Представленные на рисунках варианты сотрудничества НПФ и торговых сетей имеют цель привлечь пенсионные деньги в сферу торговли и заставить их работать как на людей – владельцев накопительной части пенсии, так и на организации торговли. В этой статье мы сознательно обсуждаем крайние полярные варианты, которые максимально учитывают интересы одной из сторон (НПФ или торговой сети), соответственно распределяя между ними и доходы.

Скорее всего, на практике будет реализована схема, которая будет сочетать в себе как первый, так и второй вариант и учитывать в равной степени интересы как НПФ, так и торговой сети. В реализуемой схеме, часть переведенных пенсионных накоплений с целью диверсификации рисков будет инвестироваться по стандартным схемам путем приобретения государственных ценных бумаг, акций и облигаций корпораций (см.рисунок 2), а часть будет направляться в виде кредитов в торговую сеть. При этом, вероятно, будет применена схема, при которой НПФ и, соответственно, граждане, переведшие свою накопительную часть пенсии в него, будут иметь возможность получать долю доходов от роста объемов реализации у торговой сети.

То, что эти схемы будут реализованы на практике, у нас не возникает никаких сомнений. Предпосылками для реализации подобных схем служат их преимущества и плюсы. Все перечислять не станем, назовем лишь основные:

  1. Выигрыш от реализации подобных программ получат все участники схемы.

    1. Гражданин, сохраняет право на накопительную часть пенсии и ничуть не теряет в ее размерах при получении через многие годы. Дополнительно он немедленно серьезно экономит при покупке различных товаров и услуг. Причем действие дисконтных карт будет начинаться со дня заключения договора с НПФ, в то время как сами пенсионные накопления будут переведены ПФР в НПФ не ранее, чем через полгода. Сумма экономии, получаемая ежегодно при этом, по нашим расчетам, будет сопоставима с размером ежегодно переводимой в НПФ накопительной части пенсии.

      Например, гражданин со средней зарплатой в 8000 руб/мес., имеющий пенсионные накопления за 2002 и 2003 год в сумме 5760 рублей, переводя их в НПФ получит:

      • инвестиционный доход по среднерыночным условиям, предположительно для 2004 года в размере 12% или в рублях 691,2 руб.
      • экономия при покупке товаров и услуг составит 2016 рублей за год (3-4% от месячных покупок на 5600 руб.)

      Таким образом, совокупная экономическая выгода гражданина от участия в такой схеме составит 2707,2 рубля или 47 процентов годовых! Где и кто еще сможет предложить такие условия?! Нам, во всяком случае, подобное неизвестно.

      Вспомним о бюджетниках. При малых уровнях дохода пенсионные накопления этой части населения и так невелики. Одно это отталкивает человека от принятия решения о работе с частными пенсионными структурами. К кэптивным НПФ бюджетники не имеют и не будут иметь никакого отношения. Получение торговых скидок может стать единственной причиной для них позаботиться о пенсионных накоплениях. В итоге обсуждаемая схема с точки зрения гражданина весьма выгодна и уж точно стоит вне конкуренции с предлагаемыми сегодня схемами других УК и НПФ (лотереи, подарки и т.п.).

    2. Вторым ключевым звеном такой схемы, получившим «свою долю счастья» от реализации предлагаемых мероприятий станет торговля (продуктовая, электроники, АЗС, сотовая компания и пр.) сеть компания (группа компаний). Торговая сеть за счет сотрудничества с НПФ расширит круг держателей своих дисконтных (клубных) карт, что приведет к росту объемов продаж и, как следствие (вот оно счастье), прибыли торговой сети. Кроме того, торговые компании можгут получить дополнительные кредитные ресурсы за счет пенсионных накоплений граждан, участвующих в схеме. Мы уже не говорим о прочих приятных мелочах для торговой сети, такого рода как, льготные условия со стороны НПФ для торговой компании при организации негосударственного пенсионного обеспечения для сотрудников компании.

      Нами проведены расчеты в отношении одной из крупнейших торговой сети города Екатеринбурга. Расчеты производились на основе исходных данных, предоставленных компанией. Было принято следующее условие: торговая сесть предоставляет гражданам, переводящим свою накопительную часть пенсии в НПФ, дисконтные карты со скидкой в 4%. Вот что получилось. Торговая сеть увеличит объем реализации на 20000 руб./год за счет каждого человека, вовлеченного в такую схему. Кроме того, сеть может привлечь дополнительно кредитные ресурсы в размере до 4000 рублей с каждого человека, участвующего в схеме. А теперь, наши читатели смогут сами определить потенциальные возможности, предоставляемые схемой для торговой сети своих городов и регионов.

      Торговля – двигатель прогресса. В нашем случае прогресса в лице пенсионной реформы.

    3. Наряду с гражданином и торговой компанией выгоды от такой схемы получит и НПФ, придумавший и запустивший всю эту программу. Развернувший подобную схему НПФ сможет предложить такие условия, от которых население не сможет отказаться (см.п.1.1). Тем самым НПФ попробует оттянуть на себя приличную долю средств пенсионного рынка, со всеми вытекающими отсюда последствиями, главное из которых стабильное существование фонда в течение длительного времени.

      Особо отметим значимость подобных нестандартных программ для негосударственных пенсионных фондов, которые очень скоро вступят в жесткую конкурентную борьбу с управляющими компаниями за пенсионные накопления граждан. И только такие схемы смогут «вытащить» некэптивные НПФы в этой борьбе. Но эта тема уже отдельной статьи. Выгоды всех остальных звеньев схемы мы рассматривать не будем, т.к. они не являются ключевыми и выполняют роль передаточных механизмов. Но и без глубокого анализа ясно, что и они не останутся без своего куска хлеба с маслом (а может и с икрой).

  2. При участии в такой схеме человек может реально использовать свои пенсионные деньги уже в настоящее время в отличие от традиционных схем инвестирования (в акции, облигации, государственные ценные бумаги), при которых гражданин «пощупает» свои денежки только после выхода на пенсию. Еще раз подчеркнем: человек, участвующий в нашей схеме, не теряет в размере своей будущей накопительной части пенсии.

  3. Развитие подобных нестандартных схем позволит расширить участие частного сектора (негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний) в обязательном пенсионном страховании. Для органов же государственной власти это предоставляет возможность частично переложить тяжелую ответственность за пенсионное обеспечение граждан на частные структуры.

  4. Такие схемы, показывающие реальную выгоду, стимулируют и побуждают человека к заботе о будущей пенсии и развивают чувство социальной самоответственности. Поэтому развитие и претворение в жизнь таких программ имеет важное социальное значение для общества.

  5. Реализация подобных программ позволят привлечь дополнительные прямые инвестиции в конкретный регион на конкурентоспособных, рыночных условиях. А это значит: дополнительные рабочие места, дополнительные налоговые поступления, осуществление важных социально-значимых программ и пр.

Уже это краткое перечисление преимуществ предлагаемой схемы дает представление о ее всесторонней выгодности. Встает вопрос об ее осуществлении. Внедрение схем, подобных рассмотренным в статье, безусловно, положительно отразится на проведении пенсионной реформы и позволит людям быстро ощутить ее на своих кошельках. Реализация подобных нестандартных программ, напрямую привлекающих пенсионные инвестиции в экономику, будет способствовать повышению благосостояния граждан каждого региона.

Настоящая статья написана в соответствии с планом исследований, утвержденным Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ, проект № 04-06-96046)

Михаил Федотов – вице-президент НПФ «Исеть-фонд», кандидат экономических наук
Виктор Черных – ведущий специалист Новоуральского филиала НПФ «Благо»
Александр Непп – аспирант кафедры УВЭД УГТУ-УПИ

Агентство языковых переводов. Бюро переводов Прима Виста. Услуги профессионального перевода текстов с любых языков. Технический, юридический и медицинский переводы. Перевод документации большого объема.
comments powered by Disqus