Пенсионные фонды к работе с накопительной пенсионной системой готовы, а 10 уже подали заявления

image

Руководитель Инспекции НПФ при Минтруде РФ Вячеслав Батаев считает, что дата 1 июля, которая обозначена как начало работы НПФ с пенсионными накоплениями, будет соблюдена, а основная масса заявлений от фондов начнет поступать, как это бывает обычно, где-то за месяц до завершения срока регистрации, то есть в июне.

О готовности НПФ к вхождению в систему государственного пенсионного страхования агентству "Интерфакс-АФИ" рассказывает руководитель Инспекции НПФ при Минтруде РФ Вячеслав Батаев.

- На Ваш взгляд, оказывает ли влияние изменение структуры правительства на текущее состояние дел в пенсионной реформе? Учитывая тот факт, что уполномоченный орган по регулированию деятельности НПФ не может теперь издавать собственные нормативные акты, приостанавливается ли на это время нормотворческая деятельность?

- Проблемы, связанные с формированием новой структуры-регулятора, носят технический характер, и, я уверен, будут решены в те сроки, которые были определены премьером. Насколько я помню, положение о новой структуре, а также назначения на ключевые должности в ней должны быть завершены 9 мая.

Мы - Инспекция - продолжаем нашу работу по регулированию и контролю за деятельностью НПФ. На нашу нормотворческую деятельность создание нового регулятора также не влияет. Тексты многих документов, которые должны выйти в виде постановлений уполномоченного федерального органа по контролю за НПФ, уже готовы, и все, что нам нужно сделать, - это распечатать их на бланках уполномоченного органа. Пока мы готовим их на бланках Минтруда. Документы проходят экспертизу в правовом управлении Минтруда и будут подписаны и.о. министра труда. После этого они будут направлены на регистрацию в Минюст на бланке Минтруда. Других решений по поводу уполномоченного органа по контролю за деятельностью НПФ пока не было, поэтому формально эти функции продолжает исполнять Минтруд.

Принятые в прошлом году изменения в закон "Об НПФ" содержат 26 отсылочных норм, которые относятся к компетенции уполномоченного федерального органа. Они все касаются участия НПФ в обязательном пенсионном страховании. Желательно, чтобы все они были приняты до 1 июля 2004 года. Особых проблем с этим я не вижу, и уверен, что дата 1 июля, которая обозначена как начало работы НПФ с пенсионными накоплениями, будет соблюдена.

- Принцип участия НПФ в пенсионной реформе заявительный, но, тем не менее, существуют достаточно жесткие ограничения для НПФ, в том числе и по размеру собственного имущества. Активизировалась ли в последнее время работа НПФ по приведению своих нормативов в соответствие с требованиями законодательства, регулирующими их участие в пенсионной реформе?

- В течение всего прошлого года и сейчас мы продолжаем в массовом порядке регистрировать изменения в уставы и учредительные документы НПФ, ведется замена бланков лицензий, регистрируются изменения пенсионных правил.

В 2003 году совокупный размер собственных средств НПФ увеличился вдвое - на 1 января 2004 года он превышал 123 млрд. рублей по сравнению с 62 млрд. рублей на начало 2003 года. Пенсионные резервы выросли с 51 млрд. рублей до 91 млрд. рублей. Динамика свидетельствует, что крупные фонды готовятся к вхождению на рынок пенсионных накоплений и приводят свои нормативы в соответствие с требованиями законодательства.

В этом году после выхода постановления, содержащего требования к типовым страховым правилам НПФ, мы начали получать от фондов страховые правила, по которым они будут работать по обязательному пенсионному страхованию. Теперь в Инспекцию начинают поступать заявления от НПФ на право допуска в систему пенсионных накоплений. К настоящему времени мы получили около 10 заявлений, и это самое начало. Основная масса заявлений от фондов начнет поступать, как это бывает обычно, где-то за месяц до завершения срока регистрации, то есть в июне.

В целом индустрия НПФ готова к вхождению на рынок государственного пенсионного страхования. Государственные органы также полностью готовы к тому, чтобы обеспечить текущий порядок регистрации НПФ в качестве обязательных пенсионных страховщиков в соответствии с требованиями законодательства. Первые фонды, которые получат это право, появятся в конце апреля-начале мая.

- В чем разница в допуске к работе с пенсионными накоплениями негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний?

- Управляющие компании проходят конкурсный отбор, для НПФ предусмотрен заявительный порядок, когда любой фонд, который соответствует критериям, установленным в законе для участия в обязательном пенсионном страховании, будет допущен к этому процессу.

Разрешительный порядок значительно упрощает работу чиновников и самих НПФ. Фонды, посылая заявления, впечатывают туда цифры из своего баланса, и знают заранее, удовлетворяют ли они требованиям. Все критерии к НПФ указаны в законе, и никаких дополнительных ограничений на фонды мы не накладывали.

Критерии допуска фондов к работе с пенсионными накоплениями, установленные дополнениями в закон "Об НПФ", разрабатывались спустя год после требований к управляющим компаниям, которые были сформулированы в законе "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии". Для фондов не стали делать конкурсного отбора, а предусмотрели заявительный порядок. За то время, что прошло от начала разработки законопроекта и до его принятия, ни от госорганов, ни со стороны рынка не последовало предложений изменить порядок допуска НПФ к пенсионным накоплениям с заявительного на разрешительный. И в том, и в другом случае критерии допуска структуры на рынок пенсионных накоплений - будь то НПФ или управляющая компания - весьма жесткие.

- Практика показала, что негосударственным управляющим компаниям в 2003 году не удалось добиться высоких результатов в борьбе за пенсионные накопления граждан. Будут ли НПФ более удачливы в привлечении пенсионных накоплений, и смогут ли они составить реальную конкуренцию управляющим компаниям?

- Абсолютно никакой конкуренции между НПФ и УК не будет. Я всегда говорил, что фонды и управляющие компании будут работать на этом рынке вместе. С приходом на рынок пенсионных накоплений негосударственных пенсионных фондов резко увеличится число граждан, доверяющих свои пенсионные накопления негосударственным структурам. Участниками НПФ сейчас являются 5,3 млн. человек, и эти люди в первую очередь узнают, что их фонд допущен к участию в обязательном пенсионном страховании. Фонды обслуживают этих людей в течение многих лет и, конечно, донесут до них эту информацию сразу же. В идеале в этом году негосударственным структурам свои пенсионные накопления доверят порядка 5-6 млн. человек по сравнению с 700 тыс. человек, сделавших выбор в пользу частных УК в прошлом году. Этому будет способствовать вхождение НПФ на рынок пенсионных накоплений, а также новые подходы управляющих компаний, которые, я думаю, сделают для себя определенные выводы из опыта предыдущего года.

В этом году уровень информированности среднестатистического гражданина о пенсионной реформе будет на порядок выше, чем он был в прошлом году. Во-первых, год прошел, и у людей уже имеется какая-то информация. О реформе много писали, и еще больше будут писать в ближайшие месяцы. Кроме того, за год работодатели гораздо больше узнали о пенсионной реформе и, соответственно, лучше смогут теперь объяснить ее суть своим сотрудникам.

Вообще, хочу сказать, что мне смешно было слышать заявления о том, что население России плохо проинформировано о целях пенсионной реформе. В каждой деревне все только и говорят, что о пенсионной реформе. Другое дело - людям трудно сделать выбор, но это уже не отсутствие информированности, это уровень финансовой культуры, но это нарабатывается не в течение нескольких месяцев, а прививается годами.

- Если не секрет, каким образом Вы сами поступите со своими пенсионными накоплениями - оставите в ВЭБе, переведете в негосударственную УК или же в НПФ?

- Я, будучи руководителем Инспекции НПФ, в прошлом году и, думаю, что и в этом году, и, наверное, и в дальнейшем буду оставлять в государственной управляющей компании. Я буду "молчуном", но это мой осознанный выбор.

Мне как инспектору нецелесообразно переводить накопления в НПФ, чтобы избежать ангажированности и не быть связанным обязательствами с любым из фондов. Я должен осуществлять регулирование и контроль непредвзято, не будучи связанным ни с одним НПФ.

Негосударственные управляющие компании находятся вне сферы моего контроля, но, тем не менее, все структуры, участвующие в работе с пенсионными накоплениями, связаны единым регулированием, и Инспекция участвует в согласовании норм других участников этого рынка. Пусть мои накопления остаются у государства.

comments powered by Disqus